Экспериментальные модели «Мессершмитта» BF-109-Е

Люфтваффе продолжали поиски возможностей замены 109-го Мессершмитта. Мессершмитт предпринял три серии попыток выпустить новые конструкции, проекты представляли улучшенное продолжение базовой модели самолета «109».

В 1937 году фирма разработала специальный самолет для установления мирового рекорда скорости. Первоначально самолет назывался Me-209, но немецкая пропагандистская машина писала о нем как о Me-109R, хотя он ничего общего с первоначальным истребителем не имел.

me-109-309

 

Конструкцию модернизировали в 1939-1940 годах и опять назвали «209», но самолет изготовлялся медленнее, чем BF-109F, который уже эксплуатировался! Впервые взлетевший в 1942 году, Me-309, если присмотреться, был настоящим преемником «109»-го. Однако хотя этот самолет летал быстрее старого истребителя, был менее маневренным и более сложным в управлении. Прототип Ме-209 II постоили в 1944 году, но ограниченных до предела ресурсов хватало только на BF-109G, поэтому Me-309 никогда не строился.

BF-109K

Самолет BF-109K — последняя серийная модификация. Похожая на поздние модификации «Густава», она имела более мощный двигатель и небольшие конструктивные отличия, внедренные для экономии стратегических ресурсов. BF-109K вооружили 30-мм пушкой, стрелявшей через втулку винта и двумя 15-мм пулеметами MG-151 под верхним капотом мотора. На нем установили двенадцатицилиндровый V-образный двигатель с жидкостным охлаждением DB-605 ASCM/DCM фирмы «Даймлер- Бенц».

Самолет мог разгоняться до максимальной скорости 608 км/ч на уровне моря, а на высоте 6 км. с включенным устройством, подающим в цилиндры метано-водяную смесь, он мог развить 727 км/ч. Истребитель набирал высоту 10 км. за 6 мин 42 с. BF-109K участвовал в операции «Боденплатте»  — массированной атаке люфтваффе на аэродромы союзников в Бельгии и Голландии в новогодний праздник 1945 г.

Со своими достижениями во Второй мировой войне BF-109 останется в истории как один из самых известных истребителей мира. Если превосходство BF-109 над всеми противниками позволяло ему ускользать в Битве за Британию, то это не бросает тень на репутацию истребителя. В постоянно изменяющейся воздушной войне BF-109 оказался приспособленным к установке новых двигателей и вооружения с минимальными изменениями. Он позволил быстро вырасти целому семейству модификаций и подмодификаций, не всегда запущенных в производство.

В этой многосторонности ключ к пониманию колоссального успеха самолета: кроме того, надо прямо отдать должное разумной конструкторской работе. Различные варианты этой классической «птицы войны» составили более 60% всех одноместных истребителей, произведенных в Германии в 1936-1945 годах.  За это время было построено ни много ни мало: 33 000 самолетов — больше, чем любых других истребителей в истории, за исключением современного ему советского «Яка».

hispano

Последними участвовали в боевых действиях серийные «109»-е чешского производства — Avia s -199: они использовались 101-й эскадрильей израильской армии. Израильские пилоты не любили его еще и потому, что s-199 отличался высоким уровнем летных происшествий.

x