Линкоры или субмарины?

Для людей, выросших в первой половине XX столетия, морская сила ассоциировалась с крупными кораблями, оснащенными большими орудиями. Только некоторые могли предвидеть времена, когда корабли не будут законодателями волн.

Профессионалы ВМФ не были исключением, когда командование кригсмарине составляло свои грандиозные планы строительства на 1940-е годы, оно сконцентрировалось на сверхбольших кораблях, которые до тех пор не строились. Грандиозно дорогие, требующие массу человеческих усилий, но результат определенно должен был получиться впечатляющим.Субмарина типа 7 и линкор

Одним из исключений был Карл Дениц — убежденный подводник, он хотел иметь много подлодок. Он чувствовал, что значительной силы субмарины смогут блокировать и сломить до повиновения любого потенциального морского противника. Вскоре он оказался прав.

249 подлодок, запланированных к поступлению во флот к 1948 году, так и не построили. Гросс-адмирал Дениц, главнокомандующий подлодками кригсмарине, рассчитал, что требуется заказать 300 подлодок, чтобы держать 100 субмарин на патрулировании в Северной Атлантике в любой момент времени.

Подлодки Германии в бою

Адмирал полагал, что такое количество необходимо, чтобы перерезать жизненно важные линии снабжения Британских островов и тем самым истощить Объединенное Королевство блокадой. Дениц не одобрял планы флота: он хотел сконцентрироваться на постройке малых подлодок типа VII — на его взгляд, идеальных субмарин для второй кампании против британских конвоев.

Эта лодка могла нести до 14 торпед, терпеливо действуя в Северной Атлантике в течение месяца, а затем погрузиться за 20 с. Большие субмарины типа IX, даже усовершенствованные, слишком медленно погружались на безопасные глубины, и, по опыту Деница, это было значительным недостатком. Хуже того, с точки зрения начавшейся гонки вооружения, тип IX дольше строился и требовал больше материалов.

Тем не менее мнение Деница отвергли. Не только в утвержденных пропорциях строительства новых лодок было меньше проворных лодок типа IX, но ОКМ ( Высшее командование ВМФ) отклонило даже большие «крейсерские субмарины», движимое маниакальной идеей строительства надводных кораблей. Удельный вес субмарин типа VII в дальнейшем снизили по такому же бессмысленному приказу о продолжении строительства лодок типа II — прибрежных субмарин, которых Германия уже имела достаточно, чтобы патрулировать Балтийское и Северное моря.

Если бы грандиозные планы Гитлера по строительству флота были бы полностью выполнены, к концу 1940-х годов кригсмарине способны были бы держать на море две активные группировки надводных кораблей, включавших по авианосцу и по пять самых мощных в мире крейсеров.

Однако война вскоре пришла к концу.

Флотилия лодок типа VII

Флотилия лодок типа VII

Подлодки были, по существу, хорошими морскими лодками. Это была очень хорошая задумка, поскольку большую часть времени они проводили на поверхности, а их основным районом действий была Северная Атлантика.

Субмарины имели ошеломляющий успех в начале войны, потопив корабли союзников общим водоизмещением в миллионы тонн. Но за это была заплачена огромная цена, экипаж подлодки имел только один шанс из четырех остаться в живых до конца войны.

x