Самолет Хейнкель He 51

После провала самолета HD 43 в конкурсе на истребитель для возрождаемых люфтваффе, Э. Хейнкель пригласил для работы на фирме двух талантливых конструкторов — братьев Зигфрида и Вальтера Гюитеров. Первой их работой стал истребитель He 49, проектирование которого развернулось в начале 1932 года.

Классический одноместный одностоечный биплан смешанной конструкции имел неубирающееся шасси и открытую кабину. В качестве силовой установки применили 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения BMW VI 6,0. Самолет отличался чистыми аэродинамическими обводами, но испытания прототипа Не 49 а, начатые в ноябре 1932 года, оказались разочаровывающими.

Самолет Хенкель 51

Не удалось кардинально улучшить летные характеристики и в двух следующих прототипах. Поэтому конструкторы пошли на радикальное перепроектирование самолета -сохранив общую компоновку и размеры планера, они постарались существенно облегчить конструкцию. Также переделали хвостовое оперение и механизацию крыла. Машина находилась на уровне лучших зарубежных образцов. Фирма «Хейнкель» получила заказ на изготовление 150 самолетов Не 51А (ввиду нехватки производственных мощностей половину контракта вскоре пришлось уступить конкуренту — фирме «Арадо»).

Поставки предсерийных машин начались в июле 1934 г., серийных — в середине 1935 г. Общее количество выпущенных Не 51 составило примерно 700 единиц. Помимо «Хейнкеля» и «Арадо» такие самолеты строили также фирмы «Эрла» и «Физелер».

Хенкель 51 самолет

Основные модификации

Не 51А — двигатель BMW VI 7,3ZU (750 л.с.). Вооружение — два 7,92-мм синхронных пулемета MG 17 (боекомплект 500 патронов на ствол).

Не 51В — Испытывался, но серийно не строился самолет Не 51В-3 с увеличенным размахом крыла и дополнительным топливным баком в фюзеляже.

Не 51С — Построено 100 самолетов, 79 Не 51С-1 и 21 Не 51С-2, отличавшихся усовершенствованным радиооборудованием.

Первой частью люфтваффе, получившей истребители Не 51 А, стала истребительная эскадра JG 132, две группы которой были укомплектованы новыми машинами к концу 1935 г. Частично «хейнкелями» вооружили и эскадру JG 134.

25 августа в бой впервые пошли немецкие пилоты, в течение 10 дней записав на свой счет 14 воздушных побед. В сентябре прибыло ещё 18 Не 51В, но появление в Испании в начале ноября 1936 г. советских истребителей И-15 привело к увеличению потерь среди авиации мятежников. Поэтому 17 ноября 1936 г. был сформирован легион «Кондор» — мощное немецкое соединение, воевавшее на стороне франкистов. Вошедшая в его состав истребительная группа J/88 располагал по штату 48 He 51В.

Биплан Хе-51

Уже в марте 1937 года три из четырех его отрядов начали перевооружать монопланами Bf 109, а четвертый летал на Не 51В до июня 1938 года. Высвобождаемые Не 51В передавались испанцам. Хотя эти самолеты уже не могли должным образом противостоять истребителям советского производства, они довольно успешно применялись в качестве штурмовиков, поражая незащищенные цели пулеметным огнем и малокаботана специальная ударная модификация — Не 51С, появившаяся в Испании в 1938 года. До июня 1938 года на них летал немецкий отряд 4./J88, а до конца гражданской войны — две испанские группы.

В общей сложности за время гражданской войны в Испанию попало 126 Не 51 (87 Не 51В-1 и 39 Не 51С-1). Потери составили 47 машин. Ещё 15 Не 51С-1 испанцы купили в мае 1939 г. Последние из них летали до 1946 г. Два Не 51В прошли испытания в СССР в 1937-1938 годах.


x