Самолет Focke-Wulf FW 44 «Stieglitz» (Штиглиц)

Второй по количеству выпущенных экземпляров после знаменитого FW 190 самолет фирмы «Фокке-Вульф» представлял собой простой учебный биплан смешанной конструкции (металлический набор фюзеляжа, деревянное крыло) для первоначального обучения. Проектирование машины под руководством К. Танка велось с 1931 года.  Прототип А 44а (впоследствии обозначение поменяли на FW 44а) с 7-цилиндровым мотором воздушного охлаждения «Сименс-Гальшке» Sh 14 (150 л.с.) впервые поднялся в воздух 12 августа 1932 года, практически сразу же за ним последовал второй — FW 44b.

Самолет Focke-Wulf FW 44 «Stieglitz» (Штиглиц)

Третья опытная машина FW 44с комплектовалась 4-цилиндровым рядным мотором воздушного охлаждения «Аргус» As 8 (135 л.е.), но такой вариант рассматривался лишь как подстраховочный -требования заказчика предусматривали установку «сименсовского» двигателя.

Испытания вскрыли ряд недостатков, неприемлемых для учебного самолета, но конструкторы оперативно устранили их. В 1933 году доработанный «Штиглиц» участвовал в конкурсе министерства транспорта, уверенно обойдя конкурента -самолет «Арадо» Аr 69. После этого на испытания вышли очередные прототипы с двигателями Sh 14 — FW 44с1 и FW 44f. Построили и ещё один прототип с «Аргусом» — FW 44е.

«Stieglitz» (Штиглиц)

Серийное производство началось в 1933 году. Общее количество выпущенных машин оценивается в 4000-5000 экземпляров.

Основные модификации Фокке Фульф 44

FW 44В — первый серийный вариант. Двигатель «Сименс» Sh 14А (150 л.е.). Выпущено 120 экземпляров.
FW 44D — усовершенствованный вариант FW 44В с целым рядом внесенных усовершенствований. Строился с 1934 г., изготовлено 1468 экземпляров (747 фирмой «Фокке-Вульф», 515 — «Зибель», 121 — AGO и 85 — «Бюккер»).

FW 44Е — двигатель «Аргус» As 8 (135 л.е.). В 1934 г. выпущено около 20 единиц.

FW 44F — дальнейшее развитие FW 44D.

FW 44J — вариант, разрабатывавшийся для экспорта, но широко применявшийся и в люфтваффе. Двигатель «Сименс» Sh 14А-4 (160 л.е.).

Летно-технические характеристики самолета Фокке-Вульф FW44J

Двигатель:
тип «Сименс» Sh 14А-4
мощность, л.с. 160
Размах крыла, м 9,0
Длина самолета, м 7,30
Высота самолета, м 2,80
Площадь крыла, кв. м 20,0
Масса, кг:
пустого самолета 565
нормальная взлетная 770
максимальная взлетная 785
Скорость, км/ч: максимальная 185, крейсерская 158
Практический потолок, м 3900
Дальность полета, км 675

Служба и боевое применение FW 44

Первыми начали эксплуатацию «Штиглицов» различные структуры «тайных» люфтваффе — Немецкие школы воздушных сообщений (DVS), Немецкий авиационно-спортивный союз (DLV) и прочее.

С официальным созданием люфтваффе самолет FW 44D/F стал одним из основных типов учебных самолетов в школах пилотов. Их эксплуатировали, в частности, FFS А/В 43 (Крайль-схейм), FFS А/В 51 (Хейлигенбейль), FFS А/В 125 (Нойкурех), FFS А/В 4 (Прага-Кбелы), FFS А/В 13 (Пльзень), FFS А/В 113 (Брно).

Служили «Штиглицы» и в военных авиашколах LKS 1 (Дрезден), LKS 2 (Берлин-Гатов), LKS 3 (Вердер) и других. Стоит отметить, что некоторое время самолет FW 44D даже состояли на вооружении одной из истребительных эскадр — JG 134, получившей такие самолеты в качестве временной меры до поступления полноценных истребителей.

В качестве учебного самолета FW 44 служили до конца войны.

«Штиглиц» пользовался достаточно большой популярностью на международных рынках. В частности, этот самолет был принят на вооружение целого ряда латиноамериканских государств. Так, Аргентина в 1937 году получила 20 самолетов FW 44J из Германии, а ещё 150 самолетов до 1942 года построила по лицензии на предприятии FMA. Большинство из них эксплуатировались в ВВС, 7 единиц передали морской авиации. Самолеты германской постройки эксплуатировались до 1957 года, а последние летали до 1984 года.

41 самолет FW 44J собрали по лицензии в Бразилии в мастерских OGAvN. Первоначально они служили в морской авиации, в 1941 году были переданы ВВС, где эксплуатировались до 1947 года. ВВС Чили получили 15 FW 44J, эксплуатировавшихся с 1937 по 1945 годы. Один самолет этого типа летал в ВВС Боливии с 1937 по 1941 годы.

В Азии единственным эксплуатантом «Штиглицов» стал Китай, получивший три FW 44F ещё в марте 1935 года. В дальнейшем в эту страну попало ещё 16 самолетов — 9 FW 44F и 7 FW 44J.

В Европе крупнейшим парком Фокке-Вульф FW 44 (помимо, естественно, люфтваффе), располагали ВВС Швеции, получившие в общей сложности 85 FW 44J. Поставки начались в 1936 году, причем 57 самолетов было собрано по лицензии (20 фирмой ASJA и 37 — мастерскими CW). Под обозначением Ski 2 эти самолеты прослужили до 1967 года.

50 самолетов FW 44J (в т.ч. 40, построенных по лицензии на заводе «Хиртенбергер») получили с 1936 года  ВВС Австрии. В 1938 году вследствие аншлюса эти самолеты были включены в состав люфтваффе.

40 FW 44J несколькими партиями с 1937 по 1940 годы получила Болгария. «По мотивам» «Штиглица» здесь создали собственный учебный самолет ДАР-9, построенный в количестве 42 экземпляров.

С 1940 года 35 FW 44J поставили Финляндии, где «Штиглицы» летали до 1960 года. 9 таких самолетов получила Словакия. А вот Норвегия до германской оккупации не успела получить свои 10 заказанных FW 44J.

В общей сложности 20 FW 44J с 1939 года получили ВВС Турции.

23 апреля 1945 года одним FW 44F обзавелись ВВС Швейцарии — на этом самолете в нейтральную страну перелетел германский офицер. В более значительном количестве в послевоенное время FW 44 эксплуатировались в ВВС Чехословакии, где их обозначали С-14.

«Штиглиц» оказался весьма удачным учебным бипланом, простым как в эксплуатации, так и в производстве. Это и обусловило его широкое распространение и долгую службу.