Юнкерс Ju-88
Юнкерс Ju-88 — лучший немецкий самолет, пересекавший Ла-Манш тем летом, но его оборонительное вооружение усилили в ходе Битвы за Британию, потому что даже скоростной бомбардировщик оказался уязвимым при атаках «Харрикейнов» и «Спитфайров».
Экипаж самолета, состоящий из четырех человек, втиснули в одно место, так же, как и на «Дорньере» Do-17. Британцы решили, что это сделано для поддержания морального единства экипажа. Изоляция заднего стрелка на некоторых бомбардировщиках Королевских ВВС общеизвестна. Немцы шли на небольшое уменьшение эффективности и увеличивали уязвимость, веря в моральное значение того, что весь экипаж находится в тесном контакте.
Британские инженеры изучили захваченный Ju-88. Крошечная кабина для экипажа из четырех человек вызвала особый интерес. Немцы не обращали внимания на низкую эффективность и повышенную уязвимость от прямого попадания, полагая, что моральная поддержка более ценна.
Кабина
Пилот находился высоко слева; бомбардир сидел внизу справа; на некоторых модификациях самолета его подняли выше для использования в качестве второго пилота. Бортинженер сидел за пилотом лицом к хвосту самолета, выполняя и функции стрелка из заднего 7,92-мм пулемета. Радист размещался ниже вдоль борта фюзеляжа, готовый втиснуться в подфюзеляжную гондолу, чтобы вести огонь из направленного назад подфюзеляжного 7,92-мм пулемета.
Единственное средство защиты Ju-88 от одноместных многопулеметных истребителей, атакующих бомбардировщик сзади, — пара пулеметов в задней части кабины. Единственный пулемет в подфюзеляжной гондоле также обеспечивал самолету некоторую защиту с нижней полусферы.
Бомбардировочный прицел
Ju-88 имел два комплекта бомбардировочных прицелов. Бомбардир имел бомбардировочный прицел в носовой части, применявшийся для бомбометания в горизонтальном полете. Пилот использовал свой прицел для атак с пикирования. Смонтированный в носовом обтекателе фонаря кабины прицел отворачивали вбок, когда не использовали.
Минное вооружение
Постановщик мин тип «В» был самолетом двойного назначения — применения для постановки мин на море или минирования суши. Мины опускались на парашюте, чтобы не повредить его при входе в воду и чтобы оно не сдетонировало при ударе о землю.
«Юнкерс» Ju-88-4.
Характеристики
Силовая установка: два двигателя «Юнкере» Jumo 211 J-1 мощностью по 1350 л.с. Летно-технические характеристики: максимальная скорость 470 км/ч на высоте 5300 м; максимальная крейсерская скорость 400 км/ч на высоте 5000 м; максимальная дальность 2730 км.
Вес: пустого самолета — 9860 кг; максимальный взлетный -14 000 кг. Размеры: размах крыла 20 м; длина 14,4 м; высота 4,85 м; площадь крыла 54,5 м2. Вооружение: один стреляющий вперед 7,92-мм пулемет; один стреляющий вперед 13-мм пулемет; усиленное — два 13-мм пулемета сзади и один или два в подфюзеляжной гондоле; максимальная бомбовая нагрузка 4000 кг.
Производство Ju-88:
Сентябрь — декабрь 1939 г. — 69, 1940 г. — 2538, 1941 г. — 3348, 1942 г. — 3661, 1943 г. — 3654, 1944 г. — 3286, 1945 г. — 355 шт. Всего: 16911 шт.
Поскольку самолет изготавливали на нескольких подконтрольных предприятиях со множеством поставщиков, точное количество изготовленных самолетов неопределенно. Расчеты, предоставляемые различными источниками, дают результат в диапазоне от 14780 (включая 104 самолета-прототипа) до почти 19 000 (по оценке «Хеншеля»).
Силовая установка
Модификация Ju-88A-5 комплектовалась теми же самыми двигателями Jumo 211 G-1, устанавливавшимися на базовые серийные модели, но самолет оснащался более эффективным крылом, разработанным для Ju-88A-4. На самом деле она предшествовала поступлению в эксплуатацию Ju-88A-4, что было вызвано задержками в производстве более мощного двигателя Jumo 211 J.
Хотя фирма«Юнкерс» предоставила проект Ju-88 RLM в 1936 г., ей предложили улучшить самолет, установив на него более мощные двигатели и кабину экипажа обтекаемой формы увеличенного размера. Самолет Ju-88D, показанный на фотографии, остался прототипом, но он превратился в мощный Ju-188.
После 1940 г. Ju-88 становится основой бомбардировочных сил люфтваффе, а фотографии его экипажей стали часто помещаться в многочисленных пропагандистских журналах, издаваемых в Германии.
Ju-88A-17 — модификация стандартного бомбардировщика, приспособленного для торпедных атак. Он мог нести 750-кг торпеды LTF5b, размещенные на подвесках под корневой частью каждой консоли крыла.
Прототип Ju-88 выполнил свой первый вылет 21 декабря 1936 г. В 1938 г. самолет объявили победителем конкурса люфтваффе в номинации «скоростной бомбардировщик», несмотря на то, что самолет потерпел катастрофу в апреле 1937 г., в самом начале программы испытаний.
Семнадцатый прототип Ju-88 использовали для испытаний самолета в качестве тяжелого истребителя. Он показал высокие результаты, и RLM заказало его производство под обозначением Ju-88C. Более 3000 самолетов построили в качестве ночных истребителей и дневных дальних истребителей. Подлинный прототип, показанный здесь, впоследствии переоборудован в высокоскоростной связной самолет.
Самооборона Ю-88
Импровизированное устройство с установленными вместе четырьмя пулеметами имело скорее психологический, чем практический эффект, поскольку огонь из пулеметов велся вручную, а подача патронов осуществлялась из барабанного магазина емкостью всего 75 патронов.
Переделанная кабина приобрела выпуклую форму, полностью остекленный нос удлинили в 1936 г. Ju-88B, полетевший в 1940 г., имел оборонительное вооружение, состоящее из 13-мм пулемета с ограниченным сектором стрельбы и 7,92-мм пулемета в башенке. Удлиненное крыло и множество других доработок придали самолету весьма привлекательный вид: настолько, что Геринг дал ему новое обозначение Ju-188 в мае 1942 г. «Теперь, — саркастически заметил он, — мы продемонстрируем Англии, что мы тоже можем сделать что-нибудь новое».
Многоцелевой
Ju-88 — самый многоцелевой самолет Германии времен войны и соревновался с «Москито» в максимальной дальности боевых операций. Существовало более 40 модификаций: разведывательных самолетов, бомбардировщиков и истребителей, подвергавшихся постоянной модернизации. С 1942 г. Ju-88 стал самым многочисленным бомбардировщиком в люфтваффе, вытеснив Не-111, использовавшийся все больше как транспортный самолет.
Образцы Ю-88 в Британии
Британия была хорошо информирована о качествах Ju-88. Бомбардировщик, совершивший аварийную посадку летом 1940 г., восстановили до летного состояния Королевские ВВС, и на нем выполнялись полеты в начале 1941 г. В июле 1941 г. Ju-88A-6 по ошибке приземлился на аэродроме недалеко от Бристоля, экипаж приземлился раньше, чем понял, что они летят не домой, а в противоположном направлении. Экипаж Ju-88A-5 совершил такую же ошибку через четыре месяца, приземлившись на аэродроме в Чивеноре в Северном Девоншире.
Перебежчики
Два экипажа Ju-88 перебежали в Англию. В июле 1943 г. румынский пилот прилетел в Лимассол на Кипре на новом Ju-88D-1. И в инциденте, послужившим поводом для многих спекулятивных домыслов, экипаж элитной эскадры ночных бомбардировщиков люфтваффе летел на Ju-88R-1 в Дюк, недалеко от Абердена, имея на борту очень важное устройство.
Встретив эскорт «Спитфайров» Королевских ВВС над побережьем Шотландии, обер-лейтенант Генрих Шмит, обер-фельдфебель Пауль Розенберг и оберфельдфебель Эрих Кантвил просигналили своим коллегам из 10-й эскадрильи 3-й-эскадры (10./NJG 3), что они упали в Северном море после пожара двигателя.
Их секретный ночной истребитель, с полным комплектом радиолокационного оборудования FuG «Лихтенштейн», изучили вплоть до самых мелких деталей, а Шмит и Розенберг выступали с сообщениями на британском радио. Сохраненный на базе Королевских ВВС в Сант-Атане, их самолет стал одним из трех Ju-88, сохранившихся до сегодняшнего дня.
Варианты JU-88
Ju 88A-4
На самолете нанесены обозначения 3-й группы 30-й эскадры бомбардировщиков (III/KG), воевавшей на Крите и Мальте в мае 1941 года; А-4 — это улучшенный вариант исходного бомбардировщика, с крылом новой конструкции и силовой установкой из двух двигателей Jumo 211 J. Все последующие варианты бомбардировщика Ju-88 базировались на А-4. Более половины из 14 ООО — общего количества произведенных самолетов Ju-88 — составляли бомбардировщики серии «А»
Ju 88C-4
Вариант «Цершторер» Ju-88, летавший в 4-й эскадрилье 76-й бомбардировочной эскадры (4./KG 76), базировавшейся в Таганроге в 1942 году. С-6 — первый Ju-88 с увеличенным носом, построенным в значительном количестве. Из 3000 самолетов Ju-88, поступивших в люфтваффе в 1944 г., более 2500 составляли истребители, большинство из которых были серии С-6.
Ju 88S-1
Серия бомбардировщиков «S» — высокоскоростная модификация серии «А» без подфюзеляжной гондолы и с экипажем, состоящим только из трех человек. Этот образец летал из Дедельсдорфа в 1-й группе 66-й эскадры (I/KG 66) в последние месяцы войны. Большей частью он применялся для выполнения одиночных беспокоящих рейдов против Британии и портов, расположенных вдоль Ла-Манша и побережья Северного моря, осуществлявших обеспечение союзников.
Ju 88G-6b
Установка все нового и нового дополнительного оборудования сильно ухудшала летно-технические характеристики ночного истребителя Ju-88C. На улучшенный вариант Ju-88C установили большое хвостовое оперение (разработанное для Ju-188) и пересмотрели вооружение. На этом образце, летавшем в 1-й группе 101-й эскадры ночных истребителей (I/NJG 101) в Ингольштадте в конце 1944 г., установлено шесть направленных вперед 20-мм пушек MG 151 плюс пара пушек «Шреге музик» (Schrage Musik — джаз) в фюзеляже, стрелявших вперед-вверх.