V-1 беспилотная бомба

В ночь на 12 июня 1944 г., спустя шесть дней после вторжения союзников, французско-британские посты ПВО услышали необычный шум в небе. Громкий гул шел от небольшого крестообразного самолета, двигающегося с огненным хвостом.

Быстро пролетев, он удалился по направлению к Лондону. Эти наблюдатели не знали, что видели первую демонстрацию новых приемов ведения войны.

Весы войны качнулись против нацистов, и Гитлер искал отчаянные способы ответного удара по союзникам. Странная летающая бомба шла первой в его оружии возмездия. Вскоре другая, даже более жуткая опасность — баллистическая ракета — угрожала городам союзников.

Поскольку войска союзников неумолимо приближались к границам рейха, Гитлер и его сподвижники начали возлагать свои надежды на два новых вида чудо-оружия.

V-1 — беспилотная летающая бомба, известная среди союзников как самолет-снаряд или «гудящая бомба». Бомба имела тяжелую боевую часть и разрабатывалась для поражения целей на дальности более 200 км. Стратеги люфтваффе считали, что это совершенная конструкция, какую только можно создать, но они ошибались.

Вскоре к V-1 присоединилось другое оружие, против которого ПВО оказалась бессильной. 8 сентября Чисвик в Западном Лондоне начал содрогаться от загадочных взрывов. Через несколько недель стало ясно, что «самолеты-снаряды» — не единственное оружие возмездия: появились баллистические ракеты дальнего действия V-2, летящие на гиперзвуковых скоростях.

Действие V-1

Первые воздушные управляемые ракеты, которые применили в войне, — крылатые ракеты V-l (от немецкого VergeltungswafTe — оружие возмездия, хотя их настоящее обозначение «Физелер» Fi-103). Они также имели другое название — FZG-76 («противосамолетная цель 76»).

К разработке оружия приступили в 1942 г., когда генерал-фельдмаршал Мильх санкционировал разработку пульсирующего прямоточного реактивного
двигателя Шмидта — реактивного двигателя нового типа, который создавался для дешевой в производстве летающей бомбы. После многочисленных задержек первый полет с двигателем состоялся 24 декабря 1942 г. Бомбардировки Лондона начались летом 1944 г. К апрелю 1944 г. ракеты 155-го зенитного полка разместили во Франции, но пуск задерживал монтаж пусковых устройств. Все изменилось после 6 июня 1944 г. V-1 и все необходимое оборудование срочно доставили на стартовую позицию после высадки союзников в Нормандии.

Долгожданный боевой дебют V-1 состоялся в ночь с 13 на 14 июня. Начало оказалось неудачным: многие пусковые установки были разрушены, из десяти стартовавших ракет семь потерпели аварию. Тремя днями позднее все было по-другому. В ночь с 15 на 16 июня запустили 244 бомбы с 55-ти пусковых установок, а 21 июня 1000 V-1 гудела на своем пути в Англию. V-1 сильно отклонялись от заданного курса, очень плохо выдерживали траекторию, но Лондон оказался для них идеальной целью.

Никто из людей, переживших бомбардировки 1944 г., не сможет забыть громкий гул приближающихся ракет, внезапную тишину, когда выключался двигатель, и ужасный взрыв через несколько секунд, во время удара ракеты о землю.

Разработка и создание ракеты V-1

Отчасти оружие возмездия V-1 разработали в ответ на одно из первоначальных требований к люфтваффе как артиллерии очень большого радиуса действия для поддержки войск вермахта при атаках. Однако ко времени ввода бомбы в эксплуатацию вермахт проводил очень мало наступательных операций. Другая категория людей, поддержавших создание V-1, — те, кто знал, что программа строительства бомбардировщиков в Германии значительно отстает от союзников.

Они надеялись, что ракета V-1, для разработки и производства которой требовалось минимальное количество ресурсов, сможет стать альтернативой пилотируемым бомбардировщикам. Какими бы ни были причины, разработка V-1 двигалась вперед неправдоподобно быстрыми шагами.

Под контролем Мильха

В 1942 г. генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх, государственный секретарь по авиации, посетил Германский армейский исследовательский институт в Пеенемюнде. Там он присутствовал на демонстрационных пусках ракет A3 и А5. Мильху не понравился факт, что армия добилась таких успехов в разработке оружия большого радиуса применения. Он выпустил требования к конкурирующей разработке для люфтваффе. Требовались беспилотные ракеты разового применения, быстрые и легкие в производстве.

Принцип действия

Фирма Герхарда Физелера в Касселе сделала эскизную проработку по этому заданию. Схема Физелера основывалась на использовании пульсирующего прямоточного реактивного двигателя (ППРД) «Аргус» (Argus) As-014. ППРД основывался на очень простом принципе: наружный воздух проходил через односторонние клапаны, смешивался с топливом и поджигался.

Вспышка топливной смеси закрывала клапаны, и газы устремлялись к задней части «печной трубы». Как только давление падало, клапаны вновь открывались. Полный цикл повторялся несколько раз в секунду.

Проект Физелера был известен как «Физелер» Fi-103. Проект одобрило командование люфтваффе, и коллектив под руководством бывшего инженера фирмы «Хейнкель» Роберта Луссера приступил к разработке фюзеляжа и системы управления. Сплоченная команда по разработке немедленно обосновалась в Пенемюнде. Лидеру команды инженеру Теме были даны далеко идущие полномочия привлекать к работе любого человека и использовать любое оборудование, какое только ему будет необходимо для выполнения задания.

В результате получился небольшой беспилотный самолет с размахом крыла не более 5 м. ППРД «Аргус» размещался в задней верхней части фюзеляжа. Ракета имела маленькую крыльчатку на носу, вращавшуюся от набегающего потока. Крыльчатка служила для измерения воздушной скорости и вычисления пройденного пути, чтобы на установленной заранее дистанции автоматика отсекла подачу топлива в двигатель. Вычислитель также подавал команду о переходе в пикирование. Воздушный лаг давал грубые и неточные измерения. Однако они оказались достаточно точными, чтобы попасть в цель размером с Лондон.

Кроме того, в Пеенемюнде создали отдел Е8, перед которым поставили задачу разработать пусковую установку, машины подготовки и другое вспомогательное оборудование. Пусковая установка являлась важным элементом проекта, поскольку ракете требовалось разогнаться, чтобы запустился ППРД.

Запуск ракеты

Ракета катапультировалась с наклонных направляющих, где ее крепили к поршню, приводившемуся в движение химическим зарядом. Доводка пусковой установки заняла не более месяца от стендовых испытаний до первого силового запуска ракеты с направляющей, который выполнили в Христмас Эве в 1942 г. В течение нескольких месяцев запустили много ракет, некоторые из них даже достигли южного побережья Швеции. В июле 1943 г. одна ракета отклонилась от центра цели, расположенной на дальности более 200 км, на 800 м.

Первоначально V-1 запускались с огромной бетонной рампы, построенной в районе Па-де-Кале. Она легко обнаруживалась с воздуха, и после интенсивных бомбардировок союзники разрушили большинство пусковых установок. Поздние ракеты V-1 запускались с простых деревянных направляющих.

x