Густав

Королева всех железнодорожных артустановок Гитлера. На строительство громадного, названного при рождении «Густавом», орудия вдохновил Гитлер, однажды поинтересовавшийся, какая нужна пушка для разрушения своими снарядами укреплений «Линии Мажино».

Инженеры концерна «Крупп» приступили к этой работе в 1937 году, но прошло три года, пока первый ствол подготовили для огневых испытаний, и еще два года, пока собрали всю установку. Но уже шел 1942 год, «Линия Мажино» находилась далеко в немецком тылу. Но существовали другие цели: первая — британские уфепления в Гибралтаре, но испанский диктатор Франко отказался присоединиться к операции Гитлера. Ленинград, обстреливаемый с конца 1941 года, стал второй целью.

Пушка густав

Севастополь, советская военно-морская база на Черном море, находился в осаде, поэтому командующий 11-й немецкой армией генерал-полковник фон Манштейн торопился. Поддерживаемый мощными авианалетами, Манштейн хотел иметь железнодорожный осадный состав, включающий самоходную гаубицу «Тор»  (Thor).

Морем Манштейну доставили 25 платформ «Густава» для поддержки осады. Монтаж артустановки выполнили с помощью двух 110-тонных кранов. Укладка рельсов и установка оборудования заняли в общей сложности шесть недель. Наконец, 5 июня «Густав» произвел свои первые выстрелы. Цели — береговые батареи, защищавшие и русскую крепость. О месте падения снаряда докладывал самолет-корректировщик «Физелер» Fi-156 «Шторх».

Для подавления крепости произвели восемь выстрелов. Орудие использовало два типа снарядов: 7-тонный бронебойный снаряд, разработанный для разрушения бетонных укреплений, и 5-тонный фугасный снаряд большой мощности.

На следующий день смертельное внимание «Густава» сосредоточилось на «Форте Молотова». Потребовалось семь выстрелов для разрушения форта. Далее наступило время обстрела целей особой сложности: подземного (и подводного) склада боеприпасов в штольнях под Севастополем, выходящих к севастопольским бухтам. Было выпущено 9 снарядов, пролетевших около 25 км по воздуху до погружения под воду на глубину 30 м и пробивания бетонного перекрытия, чтобы затем взорваться внутри.

«Густав» продолжал свои обстрелы всю неделю в качестве осадного орудия фон Манштейна, систематически обрабатывая каждую русскую позицию. Однако защитники крепости уже ушли и погибли в боях в лабиринтах тоннелей, которые соединяли форты. Один за другим они погибали от взрывов зарядов, приносимых в ранцах, или от огня огнеметов. 1 июля горстка оставшихся в живых защитников капитулировала.

«Густав» разобрали и возвратили в Германию. Осадный поезд предполагалось использовать летом 1943 года для обстрела Ленинграда, а затем для поддержки наступления под Курском. Вскоре операция Цитадель потерпела крах, и Советская Армия перешла в наступление. «Густав» больше так и не появился в собранном виде. Состав с частями 800-мм орудия обнаружили в 1945 году, но ничего не сохранилось, кроме нескольких снарядов.

Сборка 800-мм орудия — сложная задача. Во-первых, необходимо было смонтировать 1 км. двойных рельсовых путей, уложенных в специально выкопанную траншею. Затем монтировались два массивных портальных крана для монтажа орудия. Полный цикл работ занимал 3-6 недель.

Суперпушка Густав

Технические характеристики «Густава» 800-мм орудия («Айсебан»)

Калибр: 800 мм.
Длина: 42,976 м.
Длина ствола: 32,48 м.
Вес: 1350 т.
Максимальный угол возвышения ствола: 65°
Боеприпасы: 4800-кг фугасный или 7100-кг бронебойный снаряда
Начальная скорость снаряда: 820 м/с (фугасный), 710 м/с (бронебойный)
Максимальная дальность: 47 км для 4,8-тонного снарядом, 38 км для 7-тонного снаряда.
Расчет: 1500 человек при сборке и 500 человек при стрельбе.

Транспортер

800-мм орудие монтировалось на 4 громадные железнодорожные платформы, двигавшиеся по параллельным путям парами. Кахдая пара, скрепленная вместе, образовывала двойную опору.

Конструкция

Орудие собиралось на достаточно стандартной пространственно-фермерной конструкции, если не принимать во внимание ее размеры, делавшие невозможным ее размещение на единственном рельсовом пути Это основная причина того, что орудие разработали для монтажа и ведения огня с двойных рельсовых путей.

Артиллерийская часть

Ствол орудия монтировался на громадной раме, подвешенной между двумя основными транспортными секциями.

Заряжание орудия

Длинная рабочая платформа выходила далеко назад за казенную часть орудия. Лебедки на конце платформы доставляли снаряды и заряды к орудию.

Мощные лебедки использовались для обслуживания 800-мм пушки, левая на фото — для подъема снаряда, а правая — для установки заряда.

Снаряд задвигался плотно в ствол.  Для сборки пушки требовалось 1500 человек, расчет состоял из 500 человек.

x