Успехи и сражения торпедных катеров

В течение войны союзники принижали эффективность торпедных катеров. Популярная пресса регулярно печатала истории о потоплении катеров или их преследовании Королевским флотом.  

Однако береговые силы относились к торпедным катерам с почтением за их быстроту, хорошее вооружение, лучшую живучесть при боевых повреждениях, чем у торпедных катеров Королевского флота.

Участие в борьбе с конвоями

Первая, по-настоящему эффективная кампания, начатая «S-Boote», — операции против конвоев, доставлявших уголь на прибрежные электростанции Британии. Еще до падения Дюнкерка «S-Boote» выходили из датских портов, преодолевая 160 км до английского побережья за 3 часа. Это означало угрозу судоходству союзников на всем протяжении побережья от Дувра до морского рукава Темзы, известного как «Аллея торпедных катеров». Правительство Британии преуменьшало проблему, но вскоре приступило к строительству торпедных катеров, чтобы бить врага в игре по его же правилам.

Размеры «S-Boote» позволяли перевозить их по железной дороге для участия в операциях на крупных европейских реках, поэтому они входили в итальянские силы на Средиземном море и замечены в действиях на Черном море.

Самой серьезной проверкой для «S-Boote» была высадка союзников в Нормандии в июне 1944 года. Пять флотилий «S-Boote» под командованием Петерсена (общей численностью в 37 кораблей, разной степени готовности) базировались на побережье Ла-Манша напротив юга Англии в 1944 году.

Подразделения включали в себя 8-ю флотилию «S-Boote» в Иймуйдене в Голландии, 2-ю в Остенде в Бельгии, 4-ю в Булони во Франции и 5 «с 9» в Шербурге во Франции. 9-й флотилией командовал аристократ фрегаттен-капитан Готц барон фон Мирбах.

Учения «Тигр»

Однако перед наступлением дня высадки — дня «D» — «S-Boote» нанесли флоту высадки серьезные потери. 26 апреля 1944 г. 4-я пехотная дивизия армии США участвовала в учениях под кодовым названием «Тигр». Десантный корабль должен был в ходе подготовки к высадке войск в зоне UTAH в Нормандии доставить войска и машины к песчаным берегам Стэптон Сэнда в Девоне.

В течение ночи 27-28 апреля слабо охраняемый конвой из восьми американских десантных кораблей атаковал девять катеров «S-Boote» из 5-й и 9-й флотилий, действующих из Шербурга.

Немецкие катера потопили LST 507 и 531, немного повредили LST 289, доковылявший в гавань в Дармаусе после учений. Немецкая сторона не имела потерь, а у США во время этой атаки погибли 441 солдат и 197 моряков — больше, чем в дальнейшем погибло во время высадки на берег в зоне UTAH. Потеря десантных кораблей вынудила союзников ограничить свои планы.

За успешную операцию капитана Петерсена наградили Дубовыми Листьями к его Рыцарскому Кресту. Атака на конвой во время учений «Тигр» не предавалась огласке до дня высадки, что должно было показать Германии, что союзники не откладывают вторжение в Европу. Эта секретность привела к мифу о сокрытии учений «Тигр».

Угроза с воздуха

В течение всей войны прибрежные катера Германии увеличивали отпор воздушным налетам союзников, а также и надводным кораблям. Когда фортуна отвернулась от нацистской Германии, риск выходов в море возрос; подобно их собратьям-подводникам, экипажи катеров «S-Boote» и «R-Boote» продолжали борьбу с истребителями-ракетоносцами и британскими катерами.

 

x