Развитие флота эсминцев и крейсеров

Германское высшее командование никогда не ценило потенциал надводного флота, и в течение войны эсминцы кригсмарине использовались неэффективно.

Вернувшись к проектированию эсминцев в начале 1930-х после 15-летнего перерыва, Германия начала со строительства типа «Маас». Достаточно обыкновенный, хорошо вооруженный корабль с удачно выбранными размерами, он мог действовать лучше современных ему британских эсминцев.

Однако, как и британские эсминцы, он создавался с не определенными точно задачами. Великобритания не беспокоилась, имея достаточно времени, чтобы выполнить работы, а Германия искала возможности для рывка, чувствуя необходимость обратиться к французской практике.

Между двумя войнами Франция создала мощную силу, построив великолепную серию больших эсминцев. Французская империя не была столь обширной, как британская, поэтому не требовалось так много кораблей, и она могли позволить себе построить несколько больших кораблей, придерживаясь суммарного водоизмещения.

Спаренная 105-мм зенитная установка в пятнистом камуфляже и копоти на одном из двух небольших эсминцев, выходящих в море в попытках обнаружить конвой союзников.

Хотя большой «Френчмэн» отличался рекордной скоростью и тяжелым вооружением, у него были некоторые проблемы с остойчивостью. Но проблемы были незначительными, что и вдохновило и Италию, и Германию строить подобные корабли. В результате корабли «Оси» были крупнее и сильнее вооружены, но страдали не только от избыточного веса, но и от ненадежного вооружения и, что еще хуже, от некачественной главной энергетической установки (ГЭУ).

спаренная 105мм зенитка

Позднее появился ложный принцип, принятый немецкими конструкторами: использование паровых турбин высокого давления позволяет получить большую мощность при меньших размерах.

Одинаковые по размерам и появившиеся одновременно с миноносцами, корабли охранения класса «Р» были далеки от совершенства. Эти довольно неудачные корабли комплектовались экспериментальными котлами высокого давления, их реактивная система доставляла бесконечные проблемы.

На практике это вылилось в бесконечные технические сложности. Американцы не смогли решить некоторые проблемы этих турбин до 1960-х. Ненадежность ГЭУ вынудила немецких конструкторов развивать планы строительства эсминцев с комбинированной силовой установкой: турбина, работающая вместе с дизелем. В конце концов остался один дизель. Недостаток приоритетов способствовал производству надводных кораблей — если быть точным, и строительство субмарин было экономически неэффективным — их разработку прекратили на стадии создания прототипов.

Несколько эсминцев кригсмарине прошли через всю войну невредимыми. Один из построенных во время войны эсминцев, пленен в Киле в 1945 г. Несколько кораблей переданы французскому ВМФ, использовавшему их до середины 1950 г.

Когда в конце войны все эсминцы «Оси» располагали усовершенствованным в большей или меньшей степени зенитным вооружением, оно находилось все на тех же плохих артиллерийских платформах, а корабли также были уязвимы для атак с воздуха, как и корабли союзников.

Технические характеристики крейсеров класса «Хиппер»

Водоизмещение: 13900 т (стандартное), 18600 (полное) Вооружение: 105-мм универсальных артиллерийских установок, двенадцать 37-мм зенитных пушек; восемь 533-мм торпедных аппаратов; 2 самолета; 160 мин

Силовая установка: 100 000 л.с. на валу паровой турбины Размеры: 21021,87,9 м

Броневая защита: палуба — 60 мм, борта — 80 мм, башни — 160 мм Экипаж: 1600 человек

Класс: «Адмирал Хиппер», «Блюхер», «Принц Ойген», «Лютцов», «Сейдиц»

Технические характеристики крейсеров класса «Кельн»

Водоизмещение: 69 800 т (стандартное), 83 800 т (полное)

Вооружение: девять 152-мм орудий; 8/8-мм орудий; восемь 37-мм зенитных пушек; двенадцать 533-мм торпедных аппаратов; 2 самолета;

Силовая установка: 66 000 л. с. на валу паровой турбины, 12 400 л.с. у дизеля

Размеры: 18116,46,4 м

Броневая защита: палубы — 25 мм, борта — 50 мм, башни — 60 мм

Экипаж: 896 человек

Класс: «Кельн», «Карлсруэ», «Кенигсберг», «Лейпциг», «Нюрнберг»

Технические характеристики эсминцев «Тип 35»

Водоизмещение: 844 т. (стандартное), 1088 т. (полное)

Вооружение: одно 105-мм орудие; восемь 20-мм зенитных пушек; двадцать один 533-мм торпедный аппарат; 60 мин;

Силовая установка: 31 000 л. с. на валу паровой турбины

Максимальная скорость: 35,5 узла

Размеры: 848,62,9 м

Экипаж: 119 человек

тип 34 маас

Технические характеристики «Типа 34», или класса «Маас»

Водоизмещение: 2225 т (стандартное), 3155 т (полное)

Вооружение: пять 127-мм орудий; две двухорудийные 37-мм зенитные установки; шесть 20-мм зенитных автоматов; шесть 533-мм торпедных аппаратов; 30 мин.

Силовая установка: паротурбинная двухвальная, мощностью 70 000 л.с.

Максимальная скорость: 38 узлов

Размеры: 11911,34,3 м

Дальность хода: 8150 км на скорости 19 узлов

Экипаж: 314 человек.

тип 36 класс нарвик

Технические характеристики «Типа 36А», или класс «Нарвик»

Водоизмещение: 2650 т (стандартное), 3620 т (полное)

Вооружение: три однорудийные и одна двухорудийная 150-мм установки; две 37-мм двухорудийные зенитные установки и пять 20-мм зенитных автоматов; восемь 533-мм торпедных аппаратов; 60 мин.

Силовая установка: такая же, как у «Типа 34»

Максимальная скорость: 36 узлов

Размеры: 127 (максимальная) 12 4,7 м

Дальность хода: 11 000 км на скорости 19 узлов

Экипаж: 322 человека.

тип зет 41

Технические характеристики (проектные) корабля класса Z41 или SP1

Водоизмещение: 4400 т (стандартное), 6000 т (полное)

Вооружение (проектное): шесть 150-мм орудий; одна 88-мм двухорудийная установка, четыре 37-мм двухорудийные зенитные установки и три счетверенных 20-мм зенитных автомата, десять 533-мм торпедных аппаратов; 140 мин.

Силовая установка: две паровые турбины и один дизель, суммарной мощностью 110 000 л.с.

Максимальная скорость: 36 узлов

Размеры: 153(полн.)14,64,7 м

Дальность хода: 20 000 км на скорости 19 узлов

Экипаж: 500 человек.

Увеличение размеров кораблей

Корабли первого класса — Т1-8 — имели стандартное водоизмещение 844 т, но к концу войны водоизмещение типа Т61 выросло до 1930 т. Все в качестве силовой установки использовали паровые турбины, позволяющие достигать очень высоких скоростей. Первоначально их вооружение состояло из торпедного аппарата, установленного на двух треногах.

Единственная 105-мм пушка находилась на корме, но в ходе войны миноносцы довооружили 20-мм зенитными пушками. На некоторых вновь установили пушки на баке. Эти корабли не торпедировали ни один боевой корабль, а всю войну на Балтике, в Ла-Манше и в 1944  вдоль Атлантического побережья Франции они патрулировали маршруты снабжения блокированных частей в порты и обратно.

Большинство уцелевших миноносцев получили союзники после войны. Британия и США передали свою долю трофеев Франции для обеспечения ядра ее послевоенного флота.

Четыре корабля «Типа 34» построили в 1935, затем еще 16 кораблей этого класса в 1935-1937 годах и шесть аналогичных кораблей «Типа 36» в 1937-1938. Два случайно потопил бомбардировщик «Хейнкель» в феврале 1940 года, 10 кораблей потеряли под Нарвиком, два погибли, атакуя конвои союзников в 1942, один подорвался на мине в Каласе в том же году.

Восемь кораблей «Типа 36А» (увеличенная версия предыдущей конструкции) построили в 1939-1940.

В 1941  за ними последовало еще семь слегка измененных кораблей, которые неофициально известны как корабли класса «Нарвик» и «Тип 36В», с облененным, но более надежным вооружением; их сдали в эксплуатацию в 1943 . Большинство этих родственных кораблей уцелело в войне.

Первоначально разработанные в классе «Эсминец-41», эти корабли переквалифицировали в «Spahkreuzer» — разведывательный крейсер.

Они — вершина развития первоначального проекта «Тип 34». Было заказано три корабля, для замены упраздненного «Типа 36А». Начатое в 1941 строительство «заморозили» в 1942 году и окончательно прекратили в 1943 году.

x