Основные корабли Германии

Согласно пунктам англо-германского морского соглашения 1935 года, британское правительство допускало массовое увеличение германского ВМФ и ослабляло  предыдущие ограничения на строительство Германией подводных лодок, навязанные после Первой мировой войны. Два тяжелых крейсера были объявлены частью программы: первый корабль пятого класса вооружения, что соответствовало Вашингтонскому договору Это обусловливало максимальное водоизмещение корабля 10 000 тонн и максимальный калибр главных орудий 203 мм.

Согласно положениям Версальского договора Германии разрешалось иметь шесть  кораблей, таких как легкий крейсер «Нюренберг», в строю. В 1934 году крейсер сняли с вооружения.

В действительности кригсмарине пошли на обман: первые два корабля «Хиппер» и «Блюхер» были водоизмещением 13 900 тонн и имели возможность нести больше вооружения, чем их британские или американские эквиваленты. За ними последовал третий корабль: «Принц Ойген», имевший силовую установку большей мощности, чем еще два, взявшие известные имена линкоров Первой мировой войны: «Сейдлиц» и «Лютцов». Последнюю пару продали недостроенной СССР в 1939 году, как сладкую пилюлю к пакту Молотова-Рибент-ропа. Их не достроили до начала вторжения Германии в Россию в 1941 году.

крейсер нюрнберг

Узнаваемость крейсеров

С «атлантической» носовой частью и шлаковыми экранами на оголовке дымовых труб, эти тяжелые крейсеры имели профиль, почти идентичный силуэтам двух линейных крейсеров класса «Бисмарк».  В самом деле, когда «Бисмарк» и «Принц Ойген» встретились с «Худом» и «Принцем Уэльским» в Датском проливе, британцы в начале боя перепутали крейсер с линкором.

«Блюхер» к этому времени потеряли: его торпедировала и потопила норвежская береговая батарея, когда он с войсками на борту в апреле 1940 года уклонялся от огня в фиордах Осло. «Хиппер» провел большую часть 1940 года в море, уходя далеко в Атлантику для проведения нападений на конвои союзников, потопил дюжину судов общим водоизмещением 66 000 тонн.

Однако линкоры зарекомендовали себя как поедающие топливо спринтеры, не подходящие для дальнего крейсерства; «Хиппер» провел следующие два года в Норвегии, рискуя делать только случайные вылазки, угрожая арктическим конвоям. Он сполна расплатился за разгром в Беринговом море 31 декабря 1942 года, когда германский флот потерпел неудачу, напав на конвой, защищаемый более слабым британским эскортом.

Уход из Бреста

«Принц Ойген» встал на якорь в Бресте после гибельной вылазки «Бисмарка» и бежал обратно в Германию вместе с «Шарнгорстом» и «Гнейзенау», соверщив прорыв через Ла Манш. Проходя после этого службу на Балтике, он принимал участие в эвакуации из Восточной Пруссии в 1945 году и обеспечивал поддержку своими орудиями нескольких осажденных гарнизонов, когда Советская Армия стремительно продвигалась вдоль побережья Германии. После войны он достался США и использовался в качестве мишени у атолла Бикини, где его радиоактивные обломки лежат на дне по сей день.

Роль крейсеров в войне

Гитлер вступил в войну до того, как завершили германскую программу строительства ВМФ. Кригсмарине располагали только пятью легкими крейсерами, не считая «Эмдена», законченного в 1925 году и используемого для подготовки личного состава. Три корабля класса «К», построенные в 1929-1930 годах и вооруженные девятью 152-мм орудиями, имели по два орудия в кормовой трехорудийной башне и ответвления в электроцепях для упрощения приведения в действие управляющего оборудования. Как класс кораблей эти крейсеры страдали из-за избыточного веса — качество, которое было присуще и конструкциям немецких эсминцев того времени.

Четвертый корабль — «Лейпциг» — имел единственную главную дымовую трубу на месте, где ранние корабли имели две, что обеспечивало зенитным орудиям большие углы обстрела и немного облегчало корабль. Лишний метр ширины увеличивал остойчивость корабля. Все корабли были разработаны для рейдерства по замыслу и имели как дизель для крейсерства, так и паровые турбины. Последний корабль — «Нюрнберг» — имел слегка увеличенный по сравнению с остальными кораблями этой серии корпус, из-за того, что по-прежнему оставались проблемы с остойчивостью.

Легкие крейсеры играли небольшую роль в войне после норвежской кампании, в которой «Кенигсберг» неудачно отличился как первый корабль, уничтоженный палубными самолетами (самолетами ВМФ Великобритании «Скьюа», вылетавшими из Шотландии) . «Карлсруге» стремительно бежал после торпедирования британской субмариной «Труант» «Лейпциг» унизительно разрушился в результате столкновения с крейсером «Принц Ойген» в октябре 1944 году.

x