Быстроходные береговые катера «S-boote» и «R-boote»

Большие корабли кригсмарине прикрывали переднюю линию фронта, но более значительную повседневную рутинную часть войны выполняли сотни небольших эскортных кораблей, атакующих суда и береговые рейдеры.

Немецкие торпедные катера, называемые «S- Boote» или, полностью, Schnellboote — быстроходные катера, их экипажи называли «Айлбот» (Eilboot — спешащий катер) Британцы звали их Е-Boats, что, по легенде, означало вражеские катера, по-английски полностью — Enemy boats.

Хотя первоначально для катеров предназначались дизельные двигатели, в действительности они оснащались бензиновыми двигателями «Даймлер-Бенц» мощностью 800 л.с., пока фирмы «Даимлер-Бенц» и MAN разрабатывали надежные дизеля. Первоначальная проектная длина катера составляла 32,4 м, в дальнейшем длину увеличили до 34,7 м, чтобы справиться с возросшей скоростью. В дальнейшем эта длина оставалась неизменной до конца воины. Поздние катера «S-Boote» несли свои два торпедных аппарата впереди рулевой рубки, что оставляло место для двух накатников с дополнительными торпедами.

Позднее увеличили носовой кубрик, поэтому пришлось сдвинуть торпедные аппараты, чтобы оставить место для орудийного погреба между ними. Увеличение высоты надводных бортов хорошо защитило вооружение от брызг. Позднее катера имели водоизмещение 100-105 тонн с командой, численность которой возросла с 28 человек в начале войны до 32—34 человек в 1944 году.

На катерах были подвесные койки только для половины экипажа. Остальные спали в аппаратных отсеках или рядом с торпедными аппаратами. Очень маленький камбуз позволял приготовить им горячую еду и кофе. Пространство на катерах было настолько крошечным, что экипаж оставался на борту только на время боевых операции и проведения подготовительных работ.

Катер имел особый механизм управления, создающий так называемый «эффект Лерсена». Механизм состоял из двух маленьких рулей, установленных за крыльчатками винтов. Они могли разворачивать корпус на 30 , без использования основного центрального руля. Такое изменение направления потока воды за кормой приводило в результате к огромному ускорению и резкому повышению эффективности винтов. К 1945 году это нововведение позволило поднять скорость до предельной в 42 узла.

«R-Boote»

Задачи катеров «R-Boote» расширялись по мере развития войны. Первоначально они заявили о себе, действуя на Балтике, сопровождая конвои и выставляя мины. Хотя на них устанавливались дизели с увеличенной мощностью, катера редко могли достигнуть половины скорости, развиваемой более эффектным аналогом — катером типа «S-Boote».

«S-Boote»

При разработке корпусу катеров типа «S-Boote» придали закругленные формы, чтобы обеспечить высокую скорость даже в условиях волнения на море. Поздние модификации имели мощное вооружение и броню. Увеличение носового кубрика привело к сближению торпедных аппаратов; было установлено больше пушек, включая и дополнительное вооружение в переднем артиллерийском погребе между торпедными аппаратами.

Тип «Fairmile D»

Реальная предвоенная практика показала, что торпедные катера Британии, возможно, будут иметь проблемы с преодолением сопровождения отдельных конвоев. Поэтому Fairmile усовершенствовали. Он стал прочнее, быстрее и лучше вооружен. Огромное преимущество ему давал радиолокатор. Этот тип заслужил свои лавры, атакуя конвои, следующие к африканскому корпусу.

Итальянские торпедные катера

Итальянцы имели заметные успехи со своими небольшими торпедными катерами в Первую мировую войну и продолжили их развитие в период между войнами. В результате появилась серия MAS 500. Бронирование и вооружение было подчинено скорости, соответствующей итальянскому темпераменту.

Тип «Elco 80»

Американский катер РТ отличался быстроходностью и маневрененностью, хотя ранние короткие модели «схлопывались» в результате конструктивных повреждений. Последующие модификации удлинили для улучшения мореходных качеств. Катера развивали скорость до 40 узлов и вооружались четырьмя торпедами, пушками и пулеметами. Было построено, по крайней мере, 358 больших катеров РТ.

Вооружение торпедного катера

Вооружение было различным. Большую часть воины оно состояло из 1-2 20-мм зенитных автоматов (ЗА) и двух 21 -дюймовых торпедных аппаратов. С 1944 года, когда силы союзников увеличились и авиационные ракетные и артиллерийские удары стали наноситься по немецким конвоям регуляр но, мощность оборонительного оружия увеличили. Катера в конце войны обычно имели один 40-и три 20-мм или один 37- и пять 20-мм зенитных автоматов. Поздние модификации катеров также могли нести шесть или восемь мин на месте запасных торпед.

Быстроходные береговые катера доказали свою полезность во время Первой мировой войны, но только итальянские и германские ВМФ продолжили совершенствование этого типа кораблей в период между двумя войнами. ВМФ других морских держав сосредоточились на крупных кораблях. Таким образом, в 1939 году «Ось» имела значительное технологическое превосходство перед своим противником.

Германия развила свои S-Boote под носом у наблюдающих за выполнением договоров союзников под видом развития спортивных клубов катеров. Германия — единственная страна, проявившая интерес к разработке небольших дизельных силовых установок: ни одна другая страна не производила удовлетворительных морских дизелей, полагаясь на опасные бензиновые двигатели с их легколетучим топливом.

Большая часть конструкции обычно выполнялась из дерева, покрывающего деревянный или сделанный из легких сплавов набор. Только дерево могло выдержать нагрузки от движения на больших скоростях. Тем не менее, жесткие условия эксплуатации требовали частой замены катеров. Усовершенствованная 21 -дюймовая торпеда определила конструкцию последних катеров. Ведение боев на коротких дистанциях привело к внедрению сочетания пушек и пулеметов. Радиолокатор стал следующим огромным шагом вперед и был жизненно важен в яростных ночных схватках.

x