«Ганомаг» SdKfz-251

Идея заключалась в том, чтобы установить легкобронированный корпус на полугусеничное шасси. Разработка началась в 1937 г.; фирма «Ганомаг» гарантировала разработку шасси, а «Бюссинг-NAG» изготовляла бронированный корпус. Машиной, послужившей основой для разработки шасси, стал трехтонный грузовик SdKfz-11. Означенный SdKfz-251 (позднее союзники называли его «ганомагом») считался защищенным броней автомобилем (Schutzenpanzerwagen). сокращенно SPW. Серийное производство, начатое в июне 1939 г., продолжалось до сентября 1943 г. Основный транспортер пехоты оснащался 7,92-мм пулеметом за небольшим бронещитком в передней части.

Второй пулемет находился сзади, на сильно поднятой установке. Экипаж из двух человек оставался в машине, а пехотное подразделение из открытого боевого отсека выходило через двойные задние двери. Вторая, самая многочисленная модификация выглядела почти идентично и перевозила снаряжение для танковых и артиллерийских частей, равно как и пулеметы и минометы панцергренадирских батальонов. Было много различных вариантов, некоторые улучшались в 1939-1940 гг. Другие улучшались в конце войны по личному приказу Гитлера.

Ганомаги в бою

Хотя промышленность Германии изготовила около 15 000 SdKfz-251, или «ганомагов» для вермахта, это количество далеко не полностью удовлетворяло потребности в оснащении моторизированных частей.

На протяжении всей войны вермахт страдал от хронического недостатка снаряжения, так что когда «ганомаги» шли в бой, потребности их тылового обеспечения удовлетворялись кошмарной смесью захваченных французских и советских автомобилей. Хотя машина рассчитывалась на 12 человек, это редко выполнялось. В действительности в отделение для пехоты едва помещалось восемь солдат в полном боевом снаряжении.

SdKfz-251/16 — средний огнеметный бронеавтомобиль (mittlere Flammpanzerwagen) появился в 1943 г. В него заливали 700л. топлива.

Характер действий «ганомагов» быстро развивался в течение войны. В первые годы «блицкрига» пехотинцы часто действовали самостоятельно. С танковыми частями, прорвавшимися сквозь оборону противника и в их тылу, пехотинцы прикрывали опасно открытые фланги танковых подразделений против контратак. Это вынуждало их покидать свои машины, чтобы занять оборонительные позиции, а затем опять грузиться в них после нейтрализации противника.

С 1942 г., с появлением более мощно укрепленных фортификационных сооружений, тактику изменили. Танкам стало очень опасно штурмовать противотанковые укрепления, поэтому они начали действовать в тесном взаимодействии с панцергренадирами. Теперь уже задачей пехоты стало прорваться впереди танков, чтобы рассеять противотанковые подразделения, обезвредить противотанковые минные поля и, как правило, быть глазами слепых на близких дистанциях танкистов.

С SdKfz-251 была только одна проблема: их не хватало. Выпускаемого количества явно не хватало, чтобы оснастить ими каждое панцергренадирское подразделение. В основном только один из четырех или шести панцергренадирских батальонов в танковых дивизиях размешался на полугусеничных машинах, основная масса войск оставалась в грузовых автомобилях. Это несколько снижало способность гренадиров действовать в бою вместе с танками.

С самого начала своего развертывания в Северной Африке в 1941 г. войска Роммеля были полностью моторизированными подразделениями. Полностью механизированные пехотные дивизии никогда не появлялись на других театрах военных действий из-за неспособности немецких заводов выполнить все производственные заказы.

Их грузовики, не защищенные броней, были уязвимы для огня противника и сдерживали мобильность при передвижении по пересеченной местности. Батальон на бронетранспортерах не мог быть везде одновременно. По иронии, соотношение между бронетранспортерами и танками, предназначенными защищать танковые дивизии, за время воины несколько возросло, потому что количество танков в каждом подразделении часто оказывалось меньше положенного.

«Боевая команда»

Успех SdKfz-251 в роли бронетранспортера (БТР) привел армию в 1939 г. к требованию таких же машин для своих разведывательных подразделений. Необходимость перевозки на машинах привела к снижению вдвое отряда (Halbegruppe), или «боевой команды», говоря современным языком. Основой новой машины стал 1-тонный грузовик SdKfz-Ю; фирма «Бюссинг-NAG» отвечала за бронекорпус, а «Демаг» строил шасси. Личное руководство Гитлера «запуском-остановкой» всех программ привело к задержке всего военного производства в 1940 г., поэтому машина не появилась до лета 1941 г., когда появились первые образцы БТР. Под обозначением SdKfz-250 выпустили 4250 машин, пока производство не свернули в октябре 1943 г. Они составили основу разведывательных подразделений танковых дивизий и выпускались почти в таком же большом количестве модификаций, как и SdKfz-251 — транспо-теры боеприпасов, командирские машины, машины огневой поддержки, самоходные минометы — все это выпустили.

Неудовлетворенность характеристиками четырехколесной бронемашины SdKfz-222 при ее эксплуатации в России привела к экспериментальному оснащению «222» машины 20-мм пушкой в башне. Этот гибрид получил обозначение SdKfz-250 в марте 1942 г. и очень успешно проявил себя, SdKfz-250/9 запустили в массовое производство вместо SdKfz-222.

18-тонный монстр

Ряд немецких полугусеничных артиллерийских тягачей начинался с 1-тонных машин, буксировавших легкие противотанковые или зенитные пушки, а завершался 18-тонными монстрами, тянувшими тяжелые орудия и служившими в качестве эвакуаторов отказавшей или подбитой техники. Но даже для них тяжелые танки, появившиеся в 1942 г., оказались слишком тяжелы: требовалось два или три SdKfz-9, чтобы вытащить из грязи танк «Тигр».

Одна из самых удачных полугусеничных машин никогда не проектировалась для применения в таком виде. «Маультир» фирмы «Опель» — просто стандартный армейский грузовик, у которого гусеницы «Хорстмана» установлены вместо задних колес. Всего изготовили более 4000 таких машин, преимущественно для эксплуатации на Восточном фронте.

Привычка Гитлера вникать во все мелочи порой приводила к плачевным результатам при вмешательстве его в программы поставок всех трех видов войск. Русская зима — не только ужасный опыт для людей, она приводила и к обездвиживанию моторного транспорта. Эксплуатация сотен машин различных моделей, собранных со всей Европы, приносила дополнительные проблемы.

В мае 1942 г. Гитлер потребовал создания новой серии полугусеничных машин «без бортов» на замену существующим 3- и 5-тонным тягачам. Разработку тяжелого тягача вермахта SWS (Schwere Werhrmacht-schlepper) поручили фирме «Бюссинг-NAG». Прототипы изготовили в начале 1943 г.

Задания предусматривали изготовление 7000 машин, но в 1943 г. их сделали не более 150 и немногим более тысячи машин собрали до конца войны. sWS использовались для многих задач: от самоходных зенитных установок до бронированной пусковой установки (Panzerwerfer), дополненной версией, базировавшейся на «Маультире». Модифицированные варианты машины продолжали выпускаться чехословацкими заводами «Татра»и после войны.

 

x