Вертолет Focke-Achgelis Fa 223 «Drache» Фокке-Ахгелис Fa 223 «Драхе» («Змей»)

Двухвинтовой вертолет поперечной схемы, последовательно развивавшейся конструктором Г. Фокке. Первая машина такой схемы — легкий вертолет FW 61 -испытывался с лета 1936 года. Результаты испытаний оказались вполне успешными, и в 1938 году авиакомпания «Люфтганза» заказала фирме «Фокке-Ахгелис», основанной Г. Фокке после ухода из «Фокке-Вульфа», шестиместный пассажирский вертолет Fa 266.

Вертолет Focke-Achgelis Fa 223 «Drache» Фокке-Ахгелис Fa 223 «

Машина имела фюзеляж самолетного типа, Т-образное хвостовое оперение и трехколесное неубирающееся шасси с носовой стойкой. Несущие винты были разнесены на трубчатых фермах. Силовая установка состояла из одного 9-цилиндрового мотора воздушного охлаждения Bramo 323 (1000 л.с.), приводящего винты посредством сложной трансмиссии.

В ходе разработки назначение вертолета изменили с гражданского на военное, поменяли и обозначение -с Fa 266 на Fa 223. Первый прототип Fa 223V1 осенью 1939 года начал испытания на привязи, а 3 августа 1940 года совершил первый свободный полет. Планировался выпуск пяти специализированных вариантов — противолодочного Fa 223А, разведывательного Fa 2238, спасательного Fa 223С, грузового Fa 223D и учебного с двойным управлением Fа 223E, но в конечном итоге последний вариант трансформировался в многоцелевую машину, принятую к серийному производству.

Вертолет Focke-Achgelis Fa 223 «Drache» Фокке-Ахгелис  «Драхе» («Змей»)

Её прототип Fа 223EV2 вышел на испытания в феврале 1941 года. Фирма получила заказ на 30 предсерийных машин, впоследствии увеличенный до 100 единиц, строились планы дальнейшего массового выпуска, но на деле построили не более 20 Fa 223.

Основные модификации

Fa 223Е — двигатель BMW 301R (вертолетный вариант Bramo 323Q-3; 1000 л.с.). Стрелковое вооружение -1 7,92-мм пулемет MG 15 на передней подвижной установке. Возможна подвеска 2 250-кг обычных или глубинных бомб. Экипаж — 2 чел. В грузовой кабине возможна перевозка 4 чел. или 500 кг груза.

Vr-1 — два экземпляра, достроенные в 1947-1948 годах. в Чехословакии. Испытывались в воздухе, но в 1949 году оба разбились.

SE.3000 — три машины, собранные в 1948 году во Франции (в т.ч. 1 экземпляр для наземных статиспытаний). От Fa 223Е отличались удлиненным фюзеляжем и некоторыми другими деталями. Прошли испытания, но серийно не строились.

Использование вертолета

В люфтваффе вертолеты Fa 223 использовались, главным образом, в различных испытательных программах. Было признано наиболее целесообразным применять такие вертолеты в качестве спасательных, но на деле их использовали лишь как транспортные. С 1944 года вплоть до конца войны несколько Fa 223Е состояли на вооружении транспортного отряда LTS 40, применяясь для доставки срочных грузов и курьеров.

В послевоенное время трофейные вертолеты Fa 223, помимо экземпляров, достроенных в Чехословакии и Франции, испытывались в Великобритании. Экземпляр Fa 223EV14 стал первым в истории авиации вертолетом, преодолевшим Ла-Манш. Один Fa 223 достался американцам, но в США его не перевезли — все ограничилось испытаниями на месте.

Вертолет Fa 223 с его поперечной схемой оказался довольно громоздким, а управление ним на малых скоростях и в режиме висения было весьма непростым. В итоге, машины подобной схемы не нашли особого распространения.