Охотники за Т-34 и КВ

Летом 1941 г. Германию ждал неприятный сюрприз. Советские танки Т-34 и KB-1 по всем параметрам превосходили средние немецкие танки: лучше защищены, имели более тяжелое вооружение, могли преодолевать болота, грязь и снег благодаря своим широким гусеницам и оснащались мощными дизельными моторами.

Pzkpfw III и IV впоследствии вооружили более мощными пушками, но промежуточным решением была эксплуатация большого количества корпусов старых легких танков вермахта. С пушкой, смонтированной за щитом на месте башни, эти маленькие корпуса несли более тяжелое орудие, чем то, для которого их спроектировали. Окончательным результатом работы была серия специально разработанных истребителей танков с еще более мощным вооружением.

«Мардер» — (Marders — куница) вооружалась 75-мм пушкой в открытой сверху рубке на шасси танков PzKpfw II или Pz 38(t). У оригинального «Мардера III» оказалась перетяжеленная носовая часть. Это ограничивало его подвижность, поэтому в интересах балансировки двигатель сместили вперед, в то время как«рабочая зона» и тяжелое вооружение передвинули назад. Производство было налажено в Праге, где собрали около 800 машин.

Производственная линия по сборке «Мардера III» на заводе ВММ в Праге. Завод выпустил около 500 САУ, вооруженных захваченными 76,2-мм советскими дивизионными пушками Ф-22 или 75-мм немецкими ПаК.

«Бизон» — открытая сверху САУ со 150-мм пехотной гаубицей. Машина могла применяться для ближней огневой поддержки. В ранних версиях «Бизона» пушка была впереди, а двигательная установка оставалась сзади.

Подобно этому, на САУ «Хорниссе» (Homisse — шершень) установили 88-мм пушку в похожей рубке на шасси Pzkpfw IV. Ее переименовали в «Насхорн» (Nashorn — носорог) по приказу Гитлера.

Такой же модификацией стала позднее разработанная «Хумель» (Hummel — шмель) 150-мм САУ.

Батарея из четырех машин«Хуммель» развернулась в готовности в русской степи в 1942 году. «Хуммель» — первая машина в серии гибридов, объединивших компоненты от танков Pzkfpw III и Pzkfpw IV. Близкое расположение машин и сравнительно небольшая маскировка говорят о том, что люфтваффе в это время имели превосходство в воздухе.

Было много других модификаций: некоторые специальные, другие — импровизированные в течение ужасной русской зимы 1941 — 1942 гг. Полугусеничные машины получили литую броню и пушку Рак 40 в сделанной на скорую руку установке. Многие танки, захваченные во Франции, переделали в противотанковые САУ.

Все они выпускались в крошечных количествах. Некоторые оказались удачными машинами, другие — непригодными из-за высокого силуэта и низкой надежности.

ПЗ-38 основа для «охотников»

Хотя немцы использовали множество захваченных машин, приспосабливая их к своим целям, единственной иностранной конструкцией, поставленной на производство, хотя и со значительными модификациями, был чешский легкий танк TNH P-S. Принятый вермахтом как Pzkfpw. 38(t), этот танк с его простым шасси и надежным двигателем выполнял множество задач. Серия «Мардер» — весьма успешная попытка объединить противотанковые пушки с шасси Pz 38(t).

Более 1400 легких танков Pz 38(t) изготовили до 1942 г., когда развитие тактики танковых войн перевело эту самую успешную машину в разряд устаревших. Шасси танка оставалось в производстве и после Второй мировой войны применялось в армии Чехословакии.

 

Производилось два типа САУ. Оба имели обозначение «Мардер III» и обеспечивали танковые дивизии мобильным и мощным противотанковым оружием. Хотя впоследствии их заменили более современные «Панцерягеры», некоторые «Мардеры» оставались в частях до конца войны.

 

x