Шинели

Стандартная модель двубортной армейской шинели выпускалась с воротником темно-серого цвета. В сентябре 1935 года этот цвет заменили на темный сине-зеленый. В 1940 году воротник стали делать из сукна защитного серого цвета, хотя частные мастера продолжали изготавливать шинели с сине-зелеными воротниками.

Все шинели шились из шерсти цвета «Feldgrau». На рукавах имелись широкие (15 см) отвороты. Офицерские шинели имели отвороты шириной 23 см. По бокам располагались под углом два прорезных кармана с клапанами. Спереди в два ряда (по шесть единиц в каждом) крепились серые металлические пуговицы. На спине на уровне талии находился хлястик с двумя пуговицами. Его можно было зафиксировать в одной из двух позиций.

Шинели рядового и унтер-офицерского состава имели на спине «потайную» складку, начинавшуюся от пояса и достигавшую нижнего края воротника. Нижняя пола шинели была разрезана шлицей, скреплявшейся четырьмя роговыми пуговицами. На офицерских шинелях продольная складка пересекала всю спину от воротника до нижнего края фалды.

В холодную погоду разрешалось поднять воротник шинели. В таком состоянии его помогал удерживать специальный суконный клапан, крепившийся под воротником с левой стороны. При необходимости один его конец пристегивался к противоположному краю воротника с помощью пуговицы.

Шинели генеральского состава по покрою были похожи на образцы для рядовых и офицеров. Их шили из высококачественного материала. Пуговицы изготавливались из позолоченного металла. Две верхние пуговицы обычно расстегивали, отгибая лацканы воротника. Благодаря этому демонстрировалась подкладка ярко-красного цвета.

В 1943 году в производство запустили новую модель шинели. Ее дизайн разрабатывали исходя из жестких условий экономии, в которых оказалась Германия к этому времени. Шинель отличалась воротником большого размера и плохим качеством сукна (чаще всего из отходов производства). Позднее на ее основе стали выпускать еще одну модель, имевшую спереди два дополнительных кармана без клапанов. Некоторые образцы снабжались байковым капюшоном, который можно было пристегнуть к воротнику.

Подкладка на шинелях, выдававшихся централизованно, доходила только до линии талии. Ее изготавливали из серого, серо-коричневого или коричневого искусственного шелка. Образцы, сделанные под заказ, полностью обшивались изнутри серой или коричневой вискозой.

Для солдат, несших караульную службу, был разработан специальный вариант шинели, имевший капюшон, четыре кармана, рукава без отворотов и войлочную утепленную подкладку серого или черного цвета. Кроме того, существовала утепленная модель с кожаными нашивками в районе плечей.

В войска, действовавшие в районах с особо неблагоприятным климатом, поступало некоторое количество шинелей с меховой или шерстяной подкладкой и воротником. Помимо того, части на Восточном фронте снабжались дубленками, сшитыми из натуральной кожи и подбитыми изнутри шерстью или толстым войлоком.