Ночные истребители

Немецкие истребители долго господствовали над Королевскими ВВС в ночной войне в небе над рейхом. Британия и Германия применяли самые передовые технологии ведения войны в небе над Германией. Хотя Королевские ВВС имели значительный успех в поражении немецких истребителей, люфтваффе имели даже больший успех, уничтожая тяжелые британские бомбардировщики.Ночные истребители германии

Люфтваффе сформировало свое первое подразделение ночных истребителей в 1939 г., специальную эскадрилью Bf- 109D. Формирование расширили до размеров IV группы 2-й истребительной эскадры (IV/JG 2) в 1940 г., она открыла свой счет в июле, когда один из пилотов перехватил «Уит-ли» Королевских ВВС Bf-109 не имел радиолокатора, а связь с наземными РЛС была случайной.

Пилоты мучительно искали самолеты противника, освещенные прожекторами; но если бомбардировщик оказывался в конусе света прожекторов, он становился целью для зенитной артиллерии, и ночной истребитель должен был быть самоуверенным до дерзости, чтобы приблизиться к нему в такой обстановке. Зенитная артиллерия оставалась основным средством защиты Германии против ночных воздушных рейдов, начавшихся с некоторых пор.

Ночные вылеты дневных

Одноместные истребители, построенные для проведения дневных операций, имели серьезные ограничения для их применения в качестве ночных истребителей. Плоские панели остекления фонаря кабины Bf-109 отражали свет прожекторов, делая затруднительным что-нибудь увидеть. Если летчик обнаруживал бомбардировщик, его истребитель, двигающийся намного быстрее, предоставлял только несколько секунд на наведение и ведения огня до того, как бомбардировщик ускользнет в темноту ночи.

«Мессершмитт»Bf-110

После завоевания Дании одна эскадрилья из IV группы 2-й эскадры (IV/JG 2) базировалась в Аалборге, вместе с самолетами «Мессершмитт» Bf-110С из группы I/ZG 76 и I/ZG I. Вольфганг Фальк, командир первой 1-й группы 1-й эскадры (I/ZG 1), написал рапорт об успехах своих Ме-110 в ночных перехватах при действиях совместно с прожекторами и наземными PJ1C. В июне его назначили командиром вновь сформированной эскадры NJG 1 вместо оберста Йозефа Каммхубера, ставшего авиационным офицером по ночным полетам в штабе люфтваффе. Командование бомбардировочной авиации Королевских ВВС расширяло свою кампанию по проведению ночных рейдов, и Геринг ставил на карту свою репутацию, сдерживая их.

Первые ночные истребители Bf-110 не модифицировались для выполнения ночных перехватов, следующую группу самолетов покрыли черной краской: это считалось лучшей маскировкой в ночных полетах. На них нанесли обозначения, основанные на нарукавном знаке семейства Фальк, разработанные оберлей-тенантом Виктором Мёльдерсом (братом знаменитого аса Вернера Мёльдерса). Bf-110 имел хорошую скороподъемность и практический потолок 8 км, а британские бомбардировщики обычно летали над Германией на высоте 4,5 км. При максимальной скорости более 480 км/ч Bf-110 обычно легко мог достать бомбардировщик по наводке наземных РЛС. «Хемпден», самый быстрый из находившихся в строю бомбардировщиков Британии, имел максимальную скорость только 400 км/ч. Пушечного и пулеметного вооружения самолета Bf-110 хватало с избытком, чтобы поразить бомбардировщик с первого захода.

Ночные стодесятые

Стодесятый Мессершмитт ночнойВпоследствии Bf-110 изготовлялся в специальных ночных модификациях, оставаясь основным ночным истребителем Германии до 1944 г., и широко применялся до конца войны. На самолете оказалось возможным разместить дополнительное оборудование — РЛС и его оператора, а также усиленное пушечное вооружение. Скороподъемность и максимальная скорость при этом снизились, но у самолета оставалось преимущество в летно-тактических характеристиках над бомбардировщиками противника.

На этом Bf-110G-4 установлен улучшенный радар FuG 212«Лихтенштейн» SN-2B. Минимальная дальность 500 м, поэтому маленький радар FuG 212 С-1 также установлен для работы на ближней дистанции.

Но днем складывалась другая ситуация, и решение Геринга приказать ночным истребителям сражаться с 8-й авиационной армией США продемонстрировало, как далек стал Геринг от реальности. 4 февраля 1943 г. 8 истребителей Bf-110 из IV группы 1-й эскадры ночных истребителей (IV/NJG) получили задание атаковать формирование самолетов В-17 США: по их утверждениям, они сбили три бомбардировщика, но все восемь истребителей получили повреждения от огневого противодействия и оказались неспособны к действиям следующей ночью. Отвергая протесты нескольких командиров, Геринг настаивал, чтобы его ночные истребители принимали участие в дневных сражениях.

В течение нескольких недель истребители ВВС США «Тандерболт» Р-47, эскортирующие В-17, разбили несколько эскадр истребителей Bf-110. Людвиг Беккер. лучший ночной ас с 43 победами, был среди погибших, его Bf-110 не имел шансов в бою против более маневренного Р-47.

Дорнье

Эксперименты с другими самолетами проводились в 1940 г. Восемнадцать бомбардировщиков «Дорнье» Do-215 (экспортная модель Do-17, изготовлявшаяся по заказу шведских ВВС) превратили в ночные истребители, таким же образом Королевские ВВС переделали несколько своих «Бленхеймов». Девять «Дорньер» Do-17Z-10 собрали с носовой частью фюзеляжа от Ju-88C. Они поступили на вооружение в 5-ю эскадрилью 1-й эскадры ночных истребителей (5./NJG1); самолеты хорошо вооружили: четыре 20-мм пушки MG FF и четыре 7,92-мм пулемета.

Они также несли инфракрасный прожектор Spanner-Anflage разработанный для обнаружения на расстоянии выхлопных газов бомбардировщиков, который позволял летчику вести огонь через специальный прицел. Разработанный в 1940 г., прицел оказался не пригодным для практического применения, потому что действовал на расстоянии не более 200 м.

Радары

На Do-17Z-10 также установили бортовой радар (Funk Gerat или Fug) «Лихтенштейн» С1. «Лихтенштейн» действовал на частоте 490 МГц на волнах длиной 620 мм. Нос самолета ощетинился четырьмя парами сдвоенных ди-польных антенн, что снижало максимальную скорость самолета. Радар имел максимальную дальность действия 3-5,5 км при минимальной -200 м, в зависимости от условий применения. Угол его поиска ограничивался 24°. Он обеспечивал обзор по азимуту, дальности и высоте. Радар был далек от совершенства, но опытный оператор мог направить своего пилота на бомбардировщик, при условии помощи от наземных РЛС, которые обеспечивали предварительный вывод самолета в район цели.

Хотя летно-тактические характеристики самолета получились такими же, как и у его жертвы, результаты оказались достаточно ободряющими для большого «Дорнье» Do-217, изготовленного в качестве ночного истребителя. В Do-217N объединили носовую часть от Do-217J-2 с планером от морского бомбардировщика Do-217M. На основной серийной версии Do-217N-2 заднюю турель сняли для сохранения веса. На самолете Do-217 оберлейтенант Людвиг Беккер из 4-й эскадрильи 1-й эскадры ночных истребителей (4./NJG 1) одержал первую ночную победу с применением комбинированного метода наведения. Ночью 16 октября 1940 г. он сбил «Веллингтон» в районе побережья Дании.

«Дорнье» стали уступать место фаворитам — Ju-88 и Bf-110. «Дорнье» стали недостаточно мощными, что создавало экстремально опасную ситуацию при отказе одного двигателя во время посадки или взлета, а установка радара, дополнительного радиооборудования и пушек ничем не могла помочь. Его кабина, напоминающая теплицу, имела недостаток — экипаж самолета ослеплялся, попав в лучи прожекторов.

JU-88

Другой немецкий бомбардировщик оказался более многообещающим в роли ночного истребителя. Первоначально спроектированный как скоростной бомбардировщик, Ju-88 изготовлялся в нескольких модификациях. Ju-88C-2 — версия дальнего истребителя, которым укомплектовали одну эскадрилью KG 30 во время кампании в Норвегии. В его крепкой носовой части размещалась 20-мм пушка и три 7,92-мм пулемета. В июле 1940 г эскадрилью включили в состав 1-й ночной истребительной эскадры под обозначением 4/NJG1. Ju-88 стал основным немецким ночным истребителем. Тяжелое, объемное радиолокационное радиооборудование и вооружение постоянно приводили к проблемам, преодоленным после установки большого киля и стабилизатора от бомбардировщика Ju-188.

Обычно применяемые двигатели жидкостного охлаждения Jumo 211 заменили моторами воз душного охлаждения BMW 801D. Ночные истребители Ju-88 рисковали появляться над Британией во время блица 1940 г. Причина заключалась в том, что истребителям было легче перехватывать британские бомбардировщики над их собственными базами, чем в небе над Европой. Эскадра NJG 1 выполнила несколько операций по проникновению в Британию, что продолжилось в 1941 г. Это привело к первым ночным боям истребителей с истребителями.

18 августа 1940 г. Ju-88C перехватил около Честера и сбил над Северным морем после долгого преследования «Бленхейм» Mk-1F, пилотируемый лейтенантом Родесом. А один немецкий самолет почти сбил на посадке в Велингоре 8 апреля более знаменитого пилота, Гая Гибсона, выполнявшего полет на ночном истребителе «Бофайтер». «Бофайтеру» прострелили тормоза, он съехал с взлетно-посадочной полосы, оператора радиолокатора ранило, но Гибсон ушел без единой царапины.

«Хейнкел» Не-219 «Уху»

Первоначально двухмоторный самолет «Хейнкел» Не-219 «Уху» (Uhu — сова) создавался для многих целей: истребитель/истреби-тель-бомбардировщик торпедоносец. Но его предложили люфтваффе на волне Битвы за Британию, которая обошлась эскадрам дорогой ценой. Эрхард Мильх, который боролся за уменьшение номенклатуры типов самолетов, находящихся в эксплуатации, противился его разработке. Но генерал Йозеф Каммху-бер, используя «специальные полномочия», полученные от Гитлера, протолкнул осуществление проекта в жизнь.

Он признавал, что самолет необходимо делать как первоклассный ночной истребитель, и для исполнения этой роли выпустили улучшенный вариант конструкции самолета. В дальнейшем последовали задержки, частично из-за бомбардировок Королевских ВВС, которые сровняли с землей завод Хейнкеля в Росто-ке и уничтожили большую часть документации. Мильх перехватывал каждое негативное сообщение, чтобы помешать осуществлению планов строительства Не-219, но самолет выиграл конкурсные испытания с Ju-188 и DO-217N. Командир I/NJG1 майор Вернер Штрайб одним из первых пересел на Не-219 и требовал предсерийные самолеты в свое подразделение. Его дебют состоялся в типичной операции 11-12 июня 1943 г., когда он сбил пять «Ланкастеров» в одном бою. Его подразделение сбило 20 британских самолетов — включая шесть до этого неуязвимых «Москито» в июле.

Построенный с видом на реактивные двигатели, Не-219 первым среди боевых самолетов имел катапультные кресла. Оборудованный системой антиобледенения, автопилотом, системой слепой посадки, бронированный, самолет вооружался четырьмя 30-и двумя 20-мм пушками в носу и в подфюзеляжной гондоле.

Некоторые немецкие пилоты требовали, чтобы Не-219 выпускался в реальных количествах, британские бомбардировщики несли неприемлемые потери. Но самолет имел несколько больших недостатков, из которых немаловажный — недостаточная тяговооруженность. При сухом весе 8 т и взлетном — 15 т самолет обладал низкой скороподъемностью; отказ одного двигателя во время взлета или посадки грозил катастрофой. Поэтому многие пилоты Bf-110 отказывались переучиваться на Не-219, заявляя, что запотевание остекления кабины самолета слишком велико при посадке в холодных условиях.

Арадо Аr-234

В последние месяцы войны в Германии появились ночные истребители с двумя реактивными двигателями. Одноместный бомбардировшик-разведчик «Арадо» Аr-234 после оборудования его радиолокатором и подфюзеляжной гондолой с пушками стал двухместным ночным истребителем «Арадо» Ar-234C-3/N. Оператора радара втиснули в крошечную кабинку за пилотом. Никто не имел шанса выбраться в случае опасности. «Арадо» Аг-234 хорошо управлялся на высоте, но носовая часть его кабины — «теплицы» — отражала лучи прожекторов вокруг всей кабины, что приводило в смятение летчика. Даже с учетом сказанного, со своим единственным надежным двигателем «Арадо» был более хорошим ночным истребителем, чем «Мессершмитт» Me-262B-la.Ul.

Ночной 262-ой

262 Мессершмитт ночнойПроизводство двухместных модификаций Ме-262 в учебно-подготовительных целях задерживалось, но в начале 1945 г., производственную линию переключили на выпуск ночных истребителей. Его ненадежные реактивные двигатели оставались по-прежнему опасными, а двухместный вариант был даже хуже, чем дневной истребитель. Тем не менее оба ночных истребителя могли перехватывать британский «Москито». Но истребители имели такую скорость, что промахивались по деревянным ночным бомбардировщикам.

Джаз

Направленные вверх пулеметы, прозванные «Шреге Музик» (Schrage Musik — джаз), применялись во многих подразделениях с конца 1941 года.

Оберлейтенант Рудольф Шонерт установил два направленных вверх 7,92-мм пулемета на свой Do-17Z-10. Такое вооружение позволяло истребителю лететь в строю с целями и атаковать их снизу быстрее, чем получить очередь от настороженного заднего стрелка атакуемого бомбардировщика.

Через год три Do-217J оборудовали поднятыми вверх 20-мм пушками, и такая система стала стандартным оборудованием в эскадре NJG5 в начале 1943 г. Однако хотя это становилось широко распространенной практикой, риск все равно оставался: командир II/NJG 5 гауптман Манфред Меер (63 победы) погиб, когда «Ланкастер», в которого он стрелял, упал на Не-219.