Самолет «Jungmann» Бюккер Bu 131 «Юнгманн» («Юноша»)

К середине 30-х годов в Германии было создано целую серию учебных бипланов, пригодных к массовому производству и впоследствии составивших основу оснащения авиашкол люфтваффе. В тяжелом классе (моторы мощностью 240 л.с.) это были Аr 66 и Go 145, в среднем (150 л.с.) — FW 44 и Не 72, а в легком (80 л.с.) — Bu 131, ставший первой серийной машиной фирмы «Бюккер».

 Бюккер Bu 131 «Юнгманн»

Биплан с верхним крылом, приподнятым над фюзеляжем. Прототип Bu 131V1 с мотором «Хирт» НМ 60R (80 л.с.) впервые поднялся в воздух 27 апреля 1934 года, а уже до конца года началось серийное производство. Общее количество построенных Bu 131 в Германии (и оккупированной Чехословакии) оценивается примерно в 5000 экземпляров.

Основные модификации самолета Бюккер

Bu 131А — 4-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Хирт» НМ 60R (80 л.е.). Первый серийный вариант.

Bu 131В — мотор «Хирт» НМ 504А-2 (105 л.е.). Выпускался с 1936 года.
Bu 131С — прототип с английским двигателем «Циррус Минор» (90 л.е.), не строившийся серийно.

Bu 131D — усовершенствованный вариант Bu 131В, выпускавшийся с 1938 года.

Летно-технические характеристики самолетов Bu 131

Bu 131А Bu131В
Двигатель:
тип «Хирт» «Хирт»
НМ 60R НМ 504А-2

«Дорнье» Вu 131В — вариант, строившийся в Швейцарии местным отделением фирмы «Дорнье». Выпущено 88 самолетов.

«Татра» Т-131 — вариант Вu 131, строившийся по лицензии в Чехословакии с 1937 г. Двигатель «Вальтер» «Минор» 4-11 (105 л.е.). Изготовлено 35 единиц.

«Аэро» С-104 — чехословацкий вариант послевоенной постройки с мотором «Вальтер» «Минор» 4-11 (105 л.е.). В 1946-1949 гг. выпущено 260 самолетов.

CASA 1.131 — вариант испанской постройки, выпускавшийся с 1938 г. Первые 200 самолетов получили моторы НМ 504А-2, остальные — двигателями испанского производства ENMA «Тигре» G-IVA (125 л.с.) либо G-IVB (150 л.е.). Изготовлено около 530 единиц.

«Кюсю» K9W1 «Момидзи» — вариант, выпускавшийся в Японии для морской авиации. Двигатель «Хи-
Вu131В.

G4A «Хацукадзе» 11 (110 л.е.). Выпущено 339 самолетов.

«Кокусай» Кu-86 — вариант японской постройки для армейской авиации. Двигатель «Хитати» Ха-47 (110 л.е.). С 1943 г. изготовлено 1037 единиц.

Служба и боевое применение Bukker «Jungmann»

Самолеты Вu 131А поступали, главным образом, в школы Немецкого авиационно-спортивного союза (DLV), а позже — Национал-социалистского авиационного корпуса (NSFK). Модификации Вu 131В, а с 1938 года — Вu 131D стали стандартными самолетами первоначального обучения в люфтваффе.

Они поступали, прежде всего, в школы пилотов FFS (Flugzeugfuhrerschulen) а также военные авиашколы LKS (Luftkriegsschulen). «Юнгманны» имелись практически во всех подобных заведениях. Кроме того, они эксплуатировались в качестве вспомогательных в составе т.н. «Авиационной службы» (Luftdienst), где, в частности, применялись для буксировки мишеней.

Довольно много Вu 131В служило и на фронте — как связные в боевых частях и даже как боевые. В последней роли они использовались в ночных штурмовых группах NSGr. 2, NSGr. 11 и NSGr. 12.

Наиболее крупным предвоенным экс-плуатантом Вu 131 стала Югославия, заказавшая до 400 таких самолетов. 94 «Юнгманна» получила Швейцария (88 из них выпущено по лицензии), последние из которых эксплуатировались в ВВС до 1971 года.

ВВС франкистов получили более 100 Вu 131В, а с 1938 г. такие самолеты выпускались по лицензии в Кадисе как CASA 1.131. В ВВС Испании эти машины служили до 1968 года.

Достаточно много «Юнгманнов» получила Венгрия. Первоначально в эту страну поставили 119 Вu 131В, попавших в полувоенные аэроклубы. С 1939 года до лета 1944 года. ВВС этой страны получили 151 самолет Вu 131D, эксплуатировавшиеся не только в школах, но и в качестве связных в боевых частях.

Из союзников Германии Вu 131 поступали в Болгарию (15 единиц) и Румынию (40). Эксплуатировала их и Хорватия.

В 1938-1939 годах 21 Вu 131В поставили японскому Императорскому флоту, после чего было налажено их лицензионное производство.

6 самолетов Вu 131В в июне 1939 году поступили в аэроклуб Голландской Ост-Индии. Эксплуатировались такие машины и ВВС Голландской Ост-Индии, правда неясно, были ли это мобилизованные машины аэроклуба или самолеты прямой поставки.

В послевоенное время около 40 Вu 131 служило в ВВС Югославии, а ВВС Чехословакии получали самолеты С-104.

Вu 131 оказался чрезвычайно удачным самолетом первоначального обучения и настоящим долгожителем — в середине 90-х годов производство самолета Бюккер «Юнгманн» по оригинальным чертежам было налажено в Польше для частных покупателей.