Самолет Heinkel Не 72 «Kadett» Хейнкель Не 72 «Кадет»

Один из наиболее распространенных в Германии самолетов начального обучения, спроектированный под руководством З. и В. Гюнтеров. Представлял собой двухместный одномоторный биплан с неубирающимся шасси.

Самолет Heinkel Не 72 «Kadett» Хейнкель Не 72

В отличие от других самолетов аналогичного назначения — Вu 131 и FW 44 — имел не смешанную, а цельнометаллическую конструкцию.

Прототип Не 72а (позже получивший обозначение Не 72V1) вышел на испытания летом 1933 года. На нем стоял 4-цилиндровый рядный мотор воздушного охлаждения.

Не 72 «Кадет»

Летно-технические характеристики самолетов Не 72,Не 72А-1, Не 72В-1

Двигатель:
тип «Аргус» As 8R «Сименс» Sh 14А
мощность, л.с. 150/160
Размах крыла, м 9,0
Длина самолета, м 7,80 7,50
Высота самолета, м 2,70
Площадь крыла, кв. м 20,70
Масса, кг:
пустого самолета 590
взлетная 877
Максимальная скорость, км/ч 195/190
Время набора
высоты 1000 м, мин 6/6
Практический потолок, м 5000/4200
Дальность полета, км 530/500

Большинство серийных самолетов комплектовалось звездообразными двигателями. При этом летные качества остались практически неизменными, но надежность удалось существенно повысить. Поставки серийных самолетов начались в 1934 году, количество изготовленных машин оценивается в несколько тысяч.

Основные модификации Хенкель Кадет

Не 72А-1 — двигатель As 8В (140 л.с.) либо As 8R (150 л.е.). Изготовлено 20 единиц.

Не 72В-1 — 7-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Сименс» («Сименс-Гальшке») Sh 14А (160 л.е.). Основная серийная модификация.

Не 72В-2 — внесены некоторые усовершенствования.

Не 72В-3 «Эделькадетт» — гражданский вариант с некоторыми изменениями, в частности, с шасси, снабженным обтекателями. В 1936 году выпущено 30 самолетов.

Были разработаны варианты Не 72С с доработанным шасси и Не 72D  с расширенным составом навигационного оборудования, но эти варианты в производство не внедрялись, а изменения вносились в серийные Не 72В.

Служба и боевое применение Хенкель Кадет

В 1934 году начались поставки Не 72 в школы Немецкого авиационно-спортивного союза, вскоре реорганизованного в Национал-социалистский авиационный корпус (NSFK). Некоторое количество самолетов Не 72В попало и в люфтваффе, но массово они начали внедряться в 1940 году, после поглощения школ NSFK соответствующими структурами люфтваффе.

Такие самолеты эксплуатировались, как минимум, в 25 авиашколах, в частности в FFS А/В 5 (Зее-раппен), FFS А/В 6 (Данциг), FFS А/В 24 (Оломоуц), FFS А/В 32 (Пардубице), FFS А/В 43 (Мец), FFS А/В 61 (Вердер), FFS А/В 62 (Фёслау) и др.

Помимо первоначального обучения, они применялись в качестве буксировщиков планеров, а также для отработки высшего пилотажа (при этом самолеты летали только с одним пилотом, а задняя кабина закрывалась обтекателем). По состоянию на начало 1944 года в эксплуатации находилось ещё около 400 самолетов Не 72В. 6 самолетов Не 72В в 1936 году поставили Болгарии.

Эти машины получили внутрифирменный индекс Не 72D. Несколько словацких «Кадетов» применялись в качестве разведывательных в ходе Словацкого национального восстания.

В послевоенное время 11 самолетов Не 72В применялись ВВС Чехословакии под обозначением С-12.