Самолет «Bestmann» Бюккер Bu 181 «Бестманн» («Отличник»)

Самолет представлял собой попытку создать простой в эксплуатации самолет первоначального обучения нового поколения, призванный придти на смену биплану Bu 131.

Спроектированная под руководством А. Андерссона машина представляла собой низкоплан смешанной конструкции (носовая часть фюзеляжа — с металлическим набором, хвостовая — деревянный мо-нокок; набор крыла и оперения — деревянный).

Самолет «Bestmann» Бюккер Bu 181 «Бестманн» («Отличник»)

Шасси выполнили неубирающимся. Места инструктора и обучаемого в кабине расположили рядом — решение, широко применявшееся в учебных самолетах послевоенного периода, но необычное для 30-х годов.

Силовая установка оставалась той же, что и на Bu 131В -4-цилиндровый рядный мотор воздушного охлаждения «Хирт» НМ 504А (105 л.е.). Прототип Bu 181V1 вышел на испытания в феврале 1939 года.

Sk25 — лицензионный вариант самолета Бюккер Вu 181В-1, выпускавшийся в Швеции фирмой «Хэгглунд ок Сёнер». С марта 1943 года по 1946 год изготовили 125 самолетов.

Z.181, Z.281, Z.381 — машины послевоенной чехословацкой постройки. Фирма «Злин» выпустила 465 самолетов, в т.ч. 71 Z.181 в 1945-1946 гг. (двигатели НМ 500), 79 Z.281 в 1946-1949 гг. (двигатели «Злин» «Тома» 4, 110 л.с.) и 315 Z.381 в 1947-1953 гг. (моторы «Вальтер» «Минор» 4-III, 105 л.е.). В ВВС Чехословакии обозначались С-6 (позже С-106).

«Гумхурия» — вариант, выпускавшийся в 50-е годы в Египте. Выпущено не мене 300 самолетов в шести модификациях, отличавшихся двигателями («Вальтер» «Минор» 4-III или «Континентал» С-145 или О-300).

Служба и боевое применение самолета «Bestmann» Бюккер Bu 181

В люфтваффе самолеты Вu 181 поступали с 1940 года, заменяя более старые машины первоначального обучения в школах пилотов FFS и военных авиашколах LKS. В последние месяцы войны предпринимались попытки по приспособлению Вu 181 для решения ударных задач.

В частности, в авиашколе LKS 2 (Верлин-Гатов) на самолеты устанавливали держатели для 50-кг бомб. Но более перспективным признали вооружение «Бестманна» противотанковыми гранатометами — «панцерфаустами».

При этом машина получала 4 «панцерфауста» — 2 под крылом и 2 над ним. Подобной переделке подверглись, по некоторым данным, до 50 самолетов. Ими предполагалось вооружить формируемые на базе авиашкол отряды истребителей танков -Panzerjagdstaffeln.

Самолеты Вu 181 поставлялись в годы войны также Болгарии, Словакии и Хорватии.

6 Вu 181 эксплуатировали ВВС Швейцарии — ими был самолеты 3-го отряда истребителей танков, в последние дни войны перелетевшие в эту страну.

В послевоенные годы самолеты «Злин» Z.381 экспортировались в Венгрию, а «Гумхурия» — в Иорданию и Алжир.

«Бестманн» полностью оправдал свое название, оказавшись отличной учебной машиной. Подтверждением тому — и долгая эксплуатация самолетов чехословацкого и египетского производства.