«Оружие возмездия 2»

Хотя V-2 начала применяться позже намного более простой разработки люфтваффе V-1, разработка V-2 началась гораздо раньше. Немецкие работы по жидкостным ракетным двигателям организовал Герман Оберт с экспериментов, начатых в 1920-е годы, их проводили энтузиасты из VfR — Общества космических полетов. Одним из ведущих инженеров был молодой прусский аристократ Вернер фон Браун.

В 1934 г. армия, которой запрещалось иметь артиллерию дальнего действия Версальским договором, проявила интерес к проекту. Армия поддержала финансами амбициозные ракеты, объекты, превосходящие по дальности артиллерию, и исследовательскую установку в Куммерсдорфе. Гаупт-ман (позднее генерал) Вальтер Дорнбергер возглавил армейскую команду, которая в 1937 г. пришла в отдаленный Пенемюнде на берегу Балтики. Там строились и испытывались ракеты все больших размеров.

Проектирование V-2

Задача, поставленная перед инженерами по увеличению А5 до полноценной боевой ракеты, была обескураживающей. Ведь опытная ракета весила около тонны, а А4 проектировалась со стартовым весом около 12,5 т. В то время как исходный двигатель ракеты A3 развивал тягу 1500 кг, двигатель А4 проектировался с тягой свыше 25 т. Ракета имела стальной корпус из металлических, плакированных с внешней стороны листов. Более легкие материалы не выдержали больших аэродинамических и массовых нагрузок, возникающих при гиперзвуковом полете. Считается, что форма ракеты основывалась на немецкой винтовочной пуле калибра 7,92 мм, известной баллистической устойчивостью на сверхзвуковых скоростях.

Двигатель работал на горючей смеси из этилового спирта и жидкого кислорода. Ракета несла более 5 т спирта и 4 т кислорода, достаточных для 70 с активного полета. К концу выработки топлива ракета летела со скоростью 5500 км/ч и достигала высоты 90 км. Ракета А4 потребляла топлива более 100 кг/с. Топливо закачивалось в камеру сгорания легким турбонасосом, приводимым в действие паровой турбиной, работающей на продуктах реакции взаимодействия перекиси водорода и перманганата кальция.

При создании системы наведения и управления ракеты встретились серьезные трудности. Удержание ракеты в вертикальном положении на старте это то же самое, что балансирование длинным тонким стержнем на ладони. Для обнаружения любых отклонений от заданного направления использовались гироскопы. С учетом их сигналов автопилот ракеты подавал команды на газовые рули из углерода, помещенные в реактивную струю.

Приводимые в движение гидравлическими приводами, эти рули создавали управляющую силу, обеспечивая стабилизацию на низких скоростях. На высоких скоростях управление и стабилизацию ракеты осуществляли отклоняемые хвостовые стабилизаторы. Хотя это просто выглядит в теории, система управления немедленно реагировала противодействием даже на любой порыв ветра, возникший во время старта. Она отклоняла ракету таким образом, чтобы ее баллистическая траектория по-прежнему была направлена прямо на цель.

Авиационный завод по производству V-2 организовали в Пеенемюнде в начале 1943 г. На этих ракетах А4, собранных в середине года, представлены, по крайней мере, три схемы камуфляжа. Производство прекратилось после мощного рейда британских ВВС, предпринятого месяцем позже, в ночь на 17 августа.

Система управления также учитывала изменения распределения аэродинамических сил при прохождении звукового барьера во время разгона ракеты, как и изменение массы и центровки ракеты во время полета из-за выгорания топлива. Автопилоты того времени был примитивными, поэтому конструкторская команда создала первую в мире аналоговую вычислительную машину для обеспечения наведения и управления. Разработка ее проходила не без проблем, поэтому первую V-2 снабдили несовершенным промежуточным автопилотом.

Ракета V-2 в полете

Проект мощной ракеты А4 закончили в 1941 г, первую А4 запустили 13 июня 1942 г. Ракета взорвалась. Пуск второй А4 16 августа считался наполовину удачным: впервые ракета полетела быстрее звука. Следующая А4, запущенная 3 октября, пролетела с полной тягой одну минуту, преодолев расстояние в 190 км. Гитлер заказал тысячу ракет «Оружие возмездия 2» (по-немецки «Vergeltungswaffe 2»). По первой букве названия ракета общеизвестна как V-2.

Первоначально размещенное в Пенемюнде производство, после атаки в августе 1943 г. исследовательского центра самолетами британских ВВС, перевели в громадную шахту «Миттельверке» (Mittelwerke), где использовался труд заключенных.

Части вермахта осенью 1944 г. подготовились к операции. Первые тактические пуски V-2 выполнили 6 сентября 1944 г., запустив две ракеты по Парижу.

Двумя днями позднее началась непрерывная операция по обстрелу ракетами Лондона. Несмотря на это, британское правительство, возглавляемое премьер-министром Черчиллем, заявило, что такие ракеты не могут быть построены и что самолеты британских ВВС не обнаружили никаких ракет, а взрывы произошли из-за повреждений газовых магистралей.

Правду признали несколькими днями позже, но лондонцы уже привыкли, что страна ведет победоносную войну. Они научились совершенно спокойно воспринимать звуки внезапных глухих разрывов, следующих за долгим затихающим гулом, равно как и грохот, исходящий от сверхзвуковых ракет, рассекающих воздух.

Более 1300 ракет было выпущено большей частью из деревянных пусковых установок под Гаагой в Голландии. Однако некоторые пуски выполнили непосредственно из города. Пусковая установка находилась недалеко от исторического Дворца Мира в центре города.

Интерес СС к программе «оружия возмездия» привел к переносу производства на крупный подземный заводской комплекс в Нордхаузе. Предприятие с избытком обеспечили рабочей силой — заключенными из концлагеря «Дора», десятки тысяч которых работали до смерти. Эту незавершенную V-2 обнаружили в главном тоннеле комплекса после захвата его армией США.

 

x