Супер пушки Гитлера

Мировой рекорд по самой большой пушке, которая воевала, остался за «Густавом», знаменитой пушкой Адольфа Гитлера. Это пушка из целого семейства орудий-монстров, пред назначенная для разрушения бетонных укреплений и бомбардировки целей на большом удалении. Две такие пушки обстреливали Кент через Ла-Манш.

Невероятно, но 800-мм орудие Круппа «Айсенбан»  было построено по рискованной частной инициативе, а не по правительственному заказу. Орудие весило более 1000 тонн, для его монтажа требовались два параллельных железнодорожных пути. Его собирали 2000 человек в течение шести недель. Длина ствола этого монстра — 30 метров. Выстреливая снаряды высоко в небо, оно стало страшной манифестацией нацистского приоритета в духе Фрейда.

Приглашенный на первые демонстрационные стрельбы в 1940 году Гитлер полюбил пушку сразу и назвал ее «Густавом» в честь семидесятилетнего главы семейства Круппа. Густав Крупп фон Вохлен Гальбах возглавлял группу германских промышленников, организовавших в 1933 году фонд Нацистской партии.

После «Войны в заливе» в 1991 году выяснилось, что «Суперпушка Саддама Хусейна» действительно существует: специалист по баллистике Геральд Бул помог Ираку смонтировать гигантскую пушку вкопанную на склоне холма. Но ее так и не завершили.

Пушки на железнодорожном ходу

«Густав» — последняя и самая большая нацистская пушка на железнодорожном ходу, но немецкая программа разработки железнодорожных артустановок берет свое начало в 1930-х. Пушки, которые обстреливали Англию были скорее экспериментальным, чем практическим оружием. Инженеры хотели выяснить, насколько далеко можно пустить снаряд. В 1918 году известную «Пушку Парижа» использовали для обстрела французской столицы с немецких позиций с расстояния в 116 км. В 1938 году немецкая армия получила на вооружение пушку К 12 (Каноне 12 Eisenbahn). Эта 210-мм пушка стреляла на максимальную дальность 120 км.

pushka

280-мм пушка K5 (E) ведет огонь по Англии со своей позиции в Па-де-Кале. Хотя немецкие пушки на железнодорожных транспортерах легко могли стрелять на 35 км — ширину Английского канала, на такой большой дальности они не могли вести огонь по военным целям с приемлемой точностью.

Немецкая армия решила многие технические проблемы при разработке пушки К12, из числа тех, что беспокоили немецких артиллеристов в 1918 году. Пушка весила около 300 тонн, стреляла снарядом весом 107,5 кг и обходилась армии в почти 6 млн рейхсмарок (более 500 тыс. фунтов стерлингов по курсу 1938 года.). Эту гору денег потратили на решение проблем вчерашнего дня. Два орудия были введены в строй и стреляли из Па-де-Кале в 1940 году. Когда люфтваффе начали свои налеты на Британию, немецкая армия присоединилась к ним, ведя огонь через Английский канал, уничтожая цели в Кенте.

пушка к5

Снаряды

Один снаряд упал в Рейнхэме, в 88 км от Франции. Британские специалисты изучили фрагменты снаряда и пришли к выводу, что его выстрелили из пушки, а не сбросили как бомбу Но до 1945 года о существовании К12 ничего определенного известно не было. Пушка К12 использовала специальные снаряды с ребрами для зацепления с нарезами ствола, но стволы выдерживали только 90 выстрелов, настолько велики были температура и давление при выстреле.

Батарею пушек К12 отозвали в 1941 году и больше она не появлялась. Однако обмен снарядами через стратосферу время от времени случался. Британия использовала железнодорожную артустановку времен Первой мировой войны для обстрела доков Па-де- Кале. Немецкие береговые батареи, состоящие так же, как и у Британии, в основном из старых орудий, снятых с линкоров, отвечали взаимностью, зафиксировав достижение: это была самая крупная дуэль из наземных тяжелых орудий!

Судьба К12 оставалась тайной, но в 1944 году кое-что прояснилось. Союзники ничем не могли защитить штаб на побережье в Анцио от гигантской железнодорожной артустановки, скрытой в холмах. Солдаты прозвали ее «Энни из Анцио» (Anzio Annie). Это была немецкая 280-мм пушка К-5 (Каnоnе 5 Eisenbahn) или «Изящная Берта» (Schlanke Bertha). Достоверно известно, что две из них выводились на боевую позицию для стрельбы из железнодорожного тоннеля на линии Рим-Нетгуно.

Конструктивно 280-мм орудие К5 (Е) — одно из самых совершенных артиллерийских орудий из всех когда-либо построенных. В отличие от большинства железнодорожных артустановок, она с самого начала разрабатывалась для этой роли. Она — единственная из нескольких артустановок такого типа — активно использовалась во Второй мировой войне от Атлантического побережья и Италии до Восточного фронта.

Пушку К5 создал концерн «Крупп» в начале 1930 года, основываясь на собственном опыте Первой мировой войны. Орудие поступило на вооружение вермахта в 1936 году, в 1940 году он располагал восемью пушками.

x