Кригсмарине угроза выживанию Британии

В 1939 году половина продовольствия, необходимого Великобритании, доставлялась по морю. Две трети сырья, потребляемого британской военной промышленностью, также импортировалось. Если бы немецкие подлодки смогли остановить этот поток поставок, отправляя на дно торговые суда союзников, Гитлер вышел бы победителем из войны.

После оккупации Франции в 1940 году большая часть подлодок базировалась на французском побережье Атлантики в обширных бетонных ангарах специальной постройки. Для достижения судоходных трасс они должны были пересекать Бискайский залив. Всплывая на поверхность для проведения быстрых атак, они часто в течение целого дня скрывались под водой от британских самолетов дальнего действия.

Заходившие далеко в Атлантику и охотившиеся на британские торговые суда, подводные лодки германского флота — кригсмарине были наиболее серьезной угрозой выживанию Британии во время Второй мировой войны, по крайней мере, так представляется. Они давали реальный шанс Германии победить в войне.Тактика Волчьих стай кригсмарине

 

в Атлантике началась охота. Из своих штабов, расположенных на берегу, гросс-адмирал Дениц осуществлял постоянный контроль своего подводного флота. Определяя направление движения конвоев средствами радио и воздушной разведки, используя некоторые взломанные британские морские коды, гросс-адмирал
смог довольно успешно предугадывать маршруты конвоев. Подводные лодки «Волчьей стаи» выстраивались для патрулирования в длинные шеренги из субмарин с интервалом 10-20 км.

При обнаружении конвоя Дениц немедленно назначал одну подлодку в качестве «тени». Она преследовала конвой, сообщая его курс и скорость в штаб подлодок. пока другие субмарины двигались к месту будущего убийства. В начале войны атаки выполнялись из подводного положения, но первоклассные капитаны быстро поняли, что ночные атаки из надводного положения более эффективны, полагая, что благодаря низкому силуэту их будет тяжело обнаружить; кроме того, в таком положении подлодки могли обгонять большинство эскортов.

Более осторожные капитаны оставались в подводном положении и выпускали веера торпед по караванам торговых судов. Водоизмещение потопленных судов союзников на личных счетах наиболее результативных капитанов достигало ста тысяч тонн.

Стандартной мерой защиты от атак подлодок были пуски осветительных ракет. Внезапная вспышка света помогала случайно обнаружить субмарину на поверхности. Любой ближайший корабль эскорта должен был открывать огонь своим главным калибром по обнаруженной подлодке. На практике наиболее агрессивные командиры кораблей эскорта даже пытались таранить своих противников. Любопытно, что в погруженном состоянии подлодку обнаружить было легче. Во времена до широкого внедрения эффективных радиолокаторов на боевых кораблях все они располагали акустическими устройствами обнаружения, использовавшими звуковые волны для поиска подлодок.

Как только лодку обнаруживали, начиналась смертельная игра в кошки-мышки. во время которой подлодка со своими малыми подводными скоростью и радиусом действия была в явно проигрышном положении. Экипаж слышал свист вражеских сонаров, нащупывающих их лодку. Если при полном ходе под электромотором, изменяя курс, не удавалось оторваться от преследователя, субмарина могла попытаться затаиться, но гораздо чаще экипаж подлодки вскоре слышал ужасные звуки взрывающихся над ними глубинных бомб, напоминающие шум скорого поезда. Громоподобные разрывы взрывающихся бомб отдавались во всей лодке. Близкий разрыв мог разрушить крышки люков, нарушить герметичность клапанов и бросить лодку в пучину воды.

Война в Атлантике была эпической битвой, в течение которой подлодки кригсмарине потопили 150 военных кораблей союзников и 2850 торговых судов общим водоизмещением более 14 млн тонн. Но за это была заплачена значительная цена: хотя было построено более 1100 подлодок, только 830 непосредственно участвовали в операциях, и 817 из них было потоплено.

 

x