Клемм Ki 35

Учебный и спортивный моноплан, представлявший собой дальнейшее развитие самолета К1 25. Разработка велась в инициативном порядке под руководством Ф. Фехера. От предшественника самолет отличался облагороженными аэродинамическими формами и крылом с изломом — типа «обратная чайка».

kl35

Шасси — неубирающееся. Самолет мог комплектоваться как открытой кабиной (для учебного применения), так и закрытой (как спортивно-туристская машина). Прототип Кi 35а (Кi 35V1) с 4-цилиндровым мотором воздушного охлаждения «Хирт» НМ 60R (80 л.с.) вышел на испытания в феврале 1935 г., вскоре за ним последовала и вторая машина.

Первоначально самолет не привлек внимания рейхсминистерства авиации — конструкции «Клемма» не нравились Герингу, называвшему их «бумажными самолетиками», не вызывал доверия у руководства Третьего рейха и хозяин фирмы, не скрывавший своих пацифистских убеждений. Но в июле 1936 г. был получен первый заказ на 23 серийных Кi 35А, за которым последовали новые.

самолет клемм 35

В общей сложности люфтваффе получило 1302 таких самолета. 365 из них до ноября 1939 г. построила фирма «Физелер», а до мая 1943 г. Кi 35 выпускались заводом «Злин» в оккупированной Чехии. С учетом поставок частным лицам и на экспорт общее количество выпущенных Кi 35 оценивается примерно в 2000 единиц.

Основные модификации

Кi 35А — первый серийный вариант. Двигатель «Хирт» НМ 60R (80 л.е.). Помимо колесного шасси, машина могла комплектоваться поплавковым — такой вариант обозначался К1 35AW.

Кi 35В — установлен 4-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Хирт» НМ 504 (105 л.е.). Существовала модификация К1 35BW с поплавковым шасси.

Кi 35D — двигатель НМ 504. Усилено шасси, внесен ряд других изменений. Выпускался с 1938 г.

Служба и боевое применение самолета Клемм Ки 35

В составе люфтваффе самолеты Кi 35 применялись, главным образом, на начальной стадии подготовки пилотов — в школах типа FFS А/В. В частности, их эксплуатировали школы FFS А/В 9 в Гротткау, FFS А/В 33 в Эльбинге, FFS А/В 71 в Прознитце, FFS А/В 113 в Детмольде и ряд других.

Применялись они и в военных авиашколах LKS (Luftkriegsschulen) — например LKS 2 (Берлин-Гатов) и LKS 3 (Вильдпарк-Вер-дер). До 1940 года некоторое количество Кi 35 использовалось в школах Национал-социалистского авиационного корпуса (NSFK).

Помимо обучения пилотов, самолеты Кi 35 применялись в качестве буксировщиков мишеней для тренировок зенитчиков, а также как самолеты связи в боевых авиачастях.

Из зарубежных ВВС наибольшее количество Кi 35 эксплуатировала шведская авиация. Эта страна первоначально приобрела 24 Кi 35В для аэроклубов. 14 из них были мобилизованы в состав ВВС, получив обозначение Ski 5. С 1841 г. в Швеции построили по лицензии 74 К1 35D: 64 Ski5A в учебном варианте с открытой кабиной, 5 самолетов связи Ski5B с закрытой кабиной и 5 учебных гидросамолетов Ski5C. Эти машины служили в шведских ВВС до 1951 г., после чего многие из них попали на гражданский рынок.

Три Кi 35В в довоенное время эксплуатировались полувоенной организацией в Литве. 25 Кi 35 постави-
ли в Словакию, поступали такие машины также в Венгрию и Румынию.

Самолет Кi 35 оказался неплохой машиной для первоначального обучения — простой в пилотировании и обслуживании, недорогой и ремонтопригодной.