Focke-Achgelis Fa 330 «Bachstelze» Фокке-Ахгелис Fa 330 «Бахштельце»

Аппарат, представлявший собой безмоторный буксируемый автожир, предназначенный для применения с подводных лодок. Проектирование началось в 1942 году.  На ПЛ автожир хранился в трех герметичных контейнерах. Производство Fa 330 началось в том же 1942 году на заводе «Везер». Изготовлено 110 (по другим данным, около 200) аппаратов.

Focke-Achgelis Fa 330 «Bachstelze» Фокке-Ахгелис Fa 330 «Бахштельце»

Основная модификация

Fa 330 — двигатель отсутствовал. Первоначальная раскрутка ротора осуществлялась при помощи наматываемой на шкив бечевки, которую тянули несколько человек. Часть автожиров получили электростартер, раскручивавший ротор от лодочного источника электропитания. Экипаж — 1 чел.

Использование автожира

Автожиры Fa 330 поступали на вооружение океанских подлодок IX серии. Считается, что на ПЛ поступило около 60 таких летательных аппаратов. Однако результаты их боевого применения оказались более чем скромными: по данным, полученным от автожира, удалось потопить лишь одно судно — греческий пароход «Эфталия Мари», торпедированный ПЛ U-177  6 августа 1943 года. Главными акваториями, где оперировали вооруженные Fa 330 субмарины, были Южная Атлантика и Индийский океан.

Focke-Achgelis Fa 330 «Бахштельце»

Невысокие результаты боевого применения автожиров объяснялись тем, что, несмотря на компактность и простоту, запуск и посадка Fa 330 требовали нахождения ПЛ в надводном положении в течение, как минимум, 20 минут. Это было чревато возможностью обнаружения субмарины, и командиры подлодок в большинстве случаев предпочитали не рисковать. Гораздо больший эффект приносило использование радиолокатора и взаимодействие с разведывательной авиацией.