Flettener Fi 282 «Kolibri»

Один из первых в мире серийно строившихся вертолетов. Разработан А. Флеттнером по схеме с перекрещивающимися винтами противоположного вращения. Схема была отработана на опытных экземплярах FI 265, первый из которых вышел на испытания в мае 1939 года.

Flettener Fi 282 «Kolibri»

Испытания подтвердили пригодность вертолета для боевого применения — флотом в качестве разведчика и противолодочного, а также вермахтом.

В 1940 году готовился запуск этой машины в серийное производство, но выбор сделали в пользу более совершенного аппарата FI 282, сохранившего силовую установку предшественника (7-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения «Сименc» Sh 14А мощностью 160 л.с.)

Но мотор из носовой части машины был перенесен в среднюю. Вертолет из одноместного стал двухместным. При этом пилот располагался перед двигателем, а наблюдатель — за ним, лицом назад. Такое решение позволяло выполнять полеты без пассажира, не нарушая центровки. Кабина пилота на первых прототипах была закрытой, впоследствии её выполнили открытой.

Летно-технические характеристики вертолета FI 282В

Двигатель: тип BMW314E,мощность, л.с. 160
Диаметр винтов, м 12
Длина фюзеляжа, м 6,6
Высота вертолета, м 2,2
Масса, кг:  пустого вертолета 760, взлетная 1000
Максимальная скорость, км/ч 175
Скороподъемность, м/с 1,5
Потолок, м:  статический 300, динамический 3300
Дальность полета, км: с 1 пилотом 300, с 2 членами экипажа 180

Испытания первых трех прототипов начались в 1941 г. Сначала проводились полеты на привязи, а 30 октября машина FI 282V2 выполнила первый свободный полет. Предполагалось производство до 1000 вертолетов на заводе концерна BMW, но реально построили не более 24 машин.

Основная модификация вертолета

FI 282В — двигатель BMW 314E. Экипаж — 1-2 чел. Вооружение отсутствовало. Выпускались предсерийные машины FI 282В-0 и серийные FI 282В-1, но все построенные вертолеты получили также опытные номера «V».

Использование вертолета

Изначально вертолет FI 282В рассматривался как палубный вертолет, предназначенный для базирования как на надводных кораблях, так и на крупных субмаринах (после оборудования их взлетными площадками и герметичными ангарами). Для отработки применения вертолетов на море в октябре 1942 года сформировали «испытательную команду 20» (Erprobungskommando 20).

Испытания проводились, главным образом, на Балтике, как с крупных кораблей (крейсера «Кёльн»), так и с малых (охотника за подлодками KUJ 13). Помимо этого, несколько машин прошли испытания на Средиземном море, где использовался оборудованный взлетно-посадочной площадкой минный заградитель «Драхе».

В октябре 1943 года «испытательную команду 20» реорганизовали в боевую часть — отряд корабельной авиации. В ней FI 282В эксплуатировались до сентября 1944 года, применяясь для разведки, патрулирования и связи.

Помимо этого, FI 282В поступили в сформированный в 1944 году транспортный отряд LTS 40, в котором летали вплоть до последних дней войны. Некоторые источники указывают, что в ходе наступления вермахта в Арденнах 5 вертолетов FI 282В применялись в качестве противотанковых (вероятно, вооруженных «фаустаптронами»), уничтожив 2 вражеских танка и потеряв 2 своих вертолета.

Три «Колибри» достались победителям. Два из них изучались в США, а третий — в СССР.

Fi 282 стал характерным представителем раннего периода развития вертолетов, когда конструкторы только «нащупывали» вероятные пути развития этих аппаратов и их компоновочные схемы. Выбранная А. Флеттнером схема с перекрещивающимися винтами оказалась вполне работоспособной, хотя и достаточно сложной, и впоследствии в мировом вертолетостроении не нашла широкого применения.