Разнообразие полугусеничных машин

Немецкие полугусеничные машины так J же, как и немецкие танки, самолеты и даже грузовые автомобили, изготовлялись по очень высоким стандартам и во множестве модификаций. Это навязывало производству ограничения в количестве продукции, особенно если начать сравнивать немецкую технику с невероятным количеством простейшего американского и советского снаряжения, которое выставлялось на поле битвы или в воздух.

Наиболее мощный бронетранспортер — SdKfz-251/1, известный как «пехотная «Штукас» (Stuka zum Fuss). На стальной раме из труб поверх корпуса размещались с каждой стороны по три 280- или 320-мм ракетных пусковых установки. Мощное, но неточное оружие применялось на небольших дальностях против неподвижных или протяженных целей.

Модификация SdKfz-251, вооруженная 20-мм пушкой Flak 38. Как у большинства военных транспортеров, у нее были борта, которые опускались перед проведением стрельбы. Этот бронетранспортер действовал на Восточном фронте, как мобильная зенитная установка поддержки пехоты.

 

Для сравнения будет достаточно привести один пример. Гусеницы полугусеничного БТР армии США М3 состояли из двух стальных тросов, скрепленных траками, отлитыми из целого куска вулканизированной резины. Они имели ресурс хода около 1500 миль, но при этом очень легко и дешево заменялись. Гусеницы немецких полугусеничных машин состояли из отдельных стальных поперечных пластин, скрепленных вместе в бесконечную ленту пальцами. Каждый палец, в свою очередь, удерживался на месте парой шпилечных подшипников. Немецкие гусеницы были лучше спроектированы, были крепче и имели продолжительный ход, но трудоемкими в изготовлении и легко поражаемыми в бою.

SdKfz 9

Эта 18-тонная громадина была самой большой полугусеничной машиной Второй мировой войны. Ее история началась в 1936 г., когда заказали машины для поддержки танковых дивизий и обеспечения эвакуации танков. С тех пор создали два образца. Машина буксировала самые тяжелые немецкие артиллерийские установки, включая массивную 240-мм пушку КЗ. Тягач стал устаревать в качестве эвакуатора танков из-за увеличившейся массы танков, и производство машин остановили в 1944 г.

Главный эвакуатор танков вермахта — тягач SdKfz-9. Хотя он мог вытащить такие танки как Т-4, для эвакуации «Тигра», весящего 50 т и более, требовалось два или три тягача, действующих цугом.

SdKfz 250/10

Машину разработали по заданию, выданному в середине 1930 г. на разработку однотонной полугусеничной машины для обеспечения мобильности пехоты и других подразделений, взаимодействующих с танковыми дивизиями. Впервые она появилась в действии в 1940 г., производство продолжалось до 1944 г. Поздние модели имели корпус с переделанной кабиной для облегчения производства и снижения потребного количества материалов. Модификации включают связные машины, мобильные наблюдательные посты, равно как и большое число специальных транспортеров вооружения.

SdKfz-250/20 «Uhu»

Еще один вариант из кажущегося бесконечным ряда модификаций «251 -й» модели, использовался для поддержки танков «Пантера», оборудованных инфракрасными устройствами ночного видения. ИК прожекторы «Пантеры» имели дальность только 400 м, а массивные «Beobachtungsgrerat 1251» модели «251 /20» могли подсвечивать цели на удалении 1500 м. Командир «Совы» (Uhu) контролировал в ночной операции пять «Пантер», оборудованных ИК прицелами, что создавало огромный боевой потенциал. Однако из 600 заказанных в августе 1944 г. машин построили не более 60.

«Маултир»

Немецкие грузовики оказались тотально не готовы к требованиям, предъявленным к ним во время зимы в русской кампании 1941-1942 гг. Поэтому решили выпускать удешевленные полугусеничные машины для использования их в качестве грузовиков.

С конца 1942 г. танковые формирования комплектовались своими собственными ракетно-артиллерийскими подразделениями. На грузовике «Маультир» устанавливали полный набор вооружения. Подразделение, вооруженное 10-ствольными установками, обозначалось 15 см Panzerwerfer- 42.

Это достигалось простым снятием с производственных конвейеров готовых грузовиков «Опель» и «Даймлер-Бенц» и установке на них комплектов гусениц и ведущих катков от танков T-II. Можно найти много таких комплектов, поскольку в это время легкий танк выводился из эксплуатации.

SdKfz 2 Маленький «Кеттенрад»

SdKfz 2 разработали для использования немецкими десантниками в качестве легкого артиллерийского буксировщика. Машина поступила на службу в 1942 г., когда авиадесантные подразделения стали почти исключительно сухопутными войсками.

Разработанную для десантных соединений машину «Кеттенкрад» (Kettenkrad) впервые применили в 1941 г. После того, как Гитлер отверг концепцию воздушного десанта, она стала применяться в качестве обеспечивающей машины для передвижения в труднопроходимых местностях.

 

«Кеттенрад» использовался на всех фронтах в качестве машины повышенной проходимости. Она развивала высокую скорость при движении по дороге — 80 км/ч.

Подразделение панцергренадиров в Восточной Пруссии в марте 1945 г. К этому времени армия Германии вела в основном оборонительные операции на всех фронтах. Вооружение бронетранспортеров усилили, чтобы обеспечить лучшую поддержку боевым группам отдельных пехотных подразделений.