Самолет Арадо Ar 96

Принятие на вооружение люфтваффе скоростных боевых самолетов-монопланов, и прежде всего — истребителя Bf 109, требовало создания соответствующих учебных самолетов, близких по особенностям пилотирования к тем машинам, на которых предстояло летать курсантам после выпуска в строевые части.

Самолет Арадо Ar 96

Если тихоходные бипланы вполне годились для первоначального обучения, то пересесть с них сразу на «мессершмитты» было довольно трудно. Поэтому ещё в 1936 году фирма «Арадо» получила от рейхсминистерства авиации контракт на проектирование учебного моноплана нового поколения. Разработка велась под руководством В. Блюма. Самолет, получивший обозначение Аr 96, представлял собой двухместный (с тандемной кабиной экипажа) низкоплан цельнометаллической конструкции с убирающимся шасси.

Cамолет запустили в серийное производство. Но для улучшения летных характеристик решили попробовать установить более мощный двигатель — 12-цилиндровый As 410. Под этот мотор переоборудовали все три прототипа, получивших новые обозначения — соответственно, Аr 96V7, V5 и V6. Скорость с новым мотором возросла очень существенно — с 275 до 330 км/ч, увеличилась и скороподъемность.

Ещё один прототип — Аr 96V9 — построили по требованиям ВВС Болгарии, желавших получить учебную машину, способную применяться как легкий штурмовик. Он вооружался двумя 7,92-мм пулеметами (синхронным и турельным), а под крылом была предусмотрена возможность подвески мелких бомб. Правда, в конечном итоге Болгарии поставлялись Аr 96 в стандартном учебном исполнении.

Поставки предсерийных самолетов начались в апреле 1939 г., серийных — в середине 1940 года. Серийное производство первоначально осуществляли фирмы «Арадо» (на заводе в Бранденбурге) и AGO, но в связи с переходом их на выпуск боевых самолетов производство Аr 96 на этих предприятиях прекратилось, соответственно, в июне и апреле 1941 г. Выпуск перенесли в оккупированную Чехию в августе 1940 года.

В люфтваффе основным эксплуатантом Аr 96 стали школы летчиков-истребителей (JFS — Jagdfliegerschule), также школы пилотов (FFS — Flugzeugfuhrerschule). В конце 1942 — начале 1943 годов началось формирование на их базе учебных истребительных эскадр. К середине 1944 года сформировали 17 таких эскадр — с JG 101 по JG 117, дислоцированных в на территории Германии и оккупированной Франции.

Многие из этих частей имели лишь по одной группе, и впоследствии подверглись укрупнению. В учебных истребительных эскадрах Аr 96В служили переходными самолетами: прибывшие из школ курсанты, освоившие бипланы Аr 66С или Go 145, проходили подготовку на Аr 96В, прежде чем пересесть на боевые истребители. Применение Аr 96В позволяло отработать технику пилотирования моноплана, а также стрельбу в воздухе.

Самолеты Аr 96В-7 и В-8, снабженные бомбодержателями, поступали также в учебные штурмовые эскадры SG 101, 103, 111 — в них готовили пилотов для ударных самолетов FW 190F/G, Ju 87D/G и Hs 129В. Помимо этого, некоторые Аr 96 применялись и в боевых частях люфтваффе в качестве связных.

Довольно широко Аr 96 применялся союзниками люфтваффе. Германия поставила союзникам лишь 98 самолетов этой модификации. Фирма MAVAG пыталась наладить выпуск Аr 96В по лицензии, но сумела собрать в 1944 г. лишь одну машину.

24 машины поставили Болгарии. Здесь Аr 96 получил название «Сойка». Несколько экземпляров получила Словакия -по одним данным, 6, а по другим -4.

В послевоенное время экспортировались и самолет С-2 чехословацкого производства — в частности, 2 самолета поставили Болгарии, а 20 — Венгрии.

Характеристики самолета позволяли готовить пилотов истребительной, штурмовой авиации, а также пикировщиков в условиях, весьма приближенным к боевым.